Главное меню

Анализ дистанционного обучения английскому языку в Беларуси PDF Печать E-mail
Автор: Коршунова Т.М.   
31.05.2020 15:35

АНАЛИЗ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В БЕЛАРУСИ

 

Коршунова Т.М.,  магистрант

г. Минск, БГУИР

 

Сам термин «дистанционное обучение» появился в далёком XVIII веке, только в то время он носил название «корреспондентское обучение». Тогда была полностью отрегулирована почтовая связь, и те, кто желал обучаться, получали по почте материалы для изучения, общались с руководителями. Но уже сегодня, благодаря стремительному развитию информационных технологий, перед каждым открываются двери в изучение любой сферы деятельности даже не выходя из дома. Такие обширные возможности побуждают необходимость время от времени повышать нынешний уровень знаний и квалификацию. И именно дистанционная форма обучения может обеспечить новый уровень образования, сохраняя при этом качество.


Для начала рассмотрим и сравним системы дистанционного обучения за рубежом, которые работают по сей день. Desire2Learn (D2L) − система дистанционного обучения (СДО), онлайн-платформа, открытая Джоном Бейкером в Канаде и объединяющая уже более 150 млн. учеников по всему миру [1]. D2L позволяет хранить файлы и общаться с помощью форумов и чатов, получая моментальную обратную связь.


Еще одной достаточно популярной системой управления обучением (СУО) за рубежом является Moodle [2]. Это одна из немногих систем с открытым исходным кодом (Open Source). Таким образом программисты могут дополнять уже достаточно обширный функционал системы собственными дополнениями. Также платформа адаптирована под мобильные устройства, что несомненно огромный плюс в век мобильных технологий.


Blackboard заявляет о себе, как о модульном образовательном портале, созданным в США [3]. Такая платформа обучения отлично подходит для коммерческих и образовательных учреждений. Blackboard стремиться не только дать дистанционное обучение всем желающим, но и выйти на новый уровень. Компания считает, что будущее не просто за LMS (Learning Management System или СУО), поэтому на сегодняшний день использует интегрированную гибкую платформу EdTech, которая обеспечивает каждого учащегося широким спектром возможностей.


В России платформой №1 для онлайн-обучения является iSpring [4]. Преимуществом этой платформы является круглосуточная поддержка, а также быстрота развертывания системы (всего лишь 1-2 дня), которая не потребует привлечения сторонних специалистов. Однако обучение в данной платформе является платным, а также требует непосредственного подключения к сети Интернет.


Рассмотрим несколько моделей проведения дистанционного обучения. Одной из самых распространенных классификаций дистанционного обучения была разработана Институтом ЮНЕСКО, включающая в себя 6 моделей [5]. Первой является единичная модель, которая подразумевает под собой только дистанционное обучение. Вторая − это двойная модель. В её основу входит очное обучение, а также специальные программы для студентов, где они могут обучаться частично очно, и частично удалённо.


Третья модель называется смешанная. Она разделяет программу обучения на 2 части: очную и дистанционную. Таким образом, студенты основную часть знаний получают дистанционно, а закрепление знаний и живое общение происходит уже на очных занятиях. Такую модель также называют Blended learning. Сотрудники «Oxford Group» говорили, что «смешанное обучение - это бесшовная интеграция онлайн - и офлайн-методов обучения» [6]. Четвертой моделью консорциума воспользовалось большинство крупный учебных заведений США и Европы. Она подразумевает под собой объединение двух или более организаций для реализации учебного процесса. Такой подход позволяет предоставлять студентам огромный выбор специальностей, а также обмен опыта между профессорами различных учреждений.


Пятая модель действует по принципу франчайзинга. Организации-партнёры передают между собой уже готовые дистанционные курсы. В шестой модели удалённых аудиторий все занятия (лекции, семинары) транслируются по телекоммуникационным каналам. Проще говоря, эта модель подразумевает под собой проведение вебинаров.


В Республике Беларусь дистанционное обучение развито слабо. На просторах Интернета можно обнаружить, что кто-то использует образовательную платформу Moodle, например, как EDU-HUB [7]. Некоторые компании проводят вебинары в рамках повышения квалификации сотрудников, но не больше.

Для образования школьников в РБ на сегодняшний день некоторые преподаватели используют Google Classroom. Это бесплатный сервис с набором инструментов для работы с электронной почтой, документами и хранилищем. Он позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса [8]. Уже в начале 2020 года министр образования Республики Беларусь Игорь Васильевич Карпенко заявил о том, что «национальный институт образования сейчас разрабатывает единую онлайн-платформу для дистанционного обучения». По полученной информации можно сказать, что уже под конец 2020-ого года онлайн-платформа будет представлена ученикам в рабочем виде. Она поможет выйти среднему на новый уровень обучения, где каждый вне зависимости от местонахождения и времени сможет проходить занятия.


Что касается образования в высших учебных заведениях, то на данный момент всего лишь 4 ВУЗа осуществляют дистанционное обучение. Это Белорусский национальный технический университет (БНТУ), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР), Полоцкий государственный университет (ПГУ) и Гомельский Государственный Университет (ГГУ) имени Франциска Скорины.


У каждого из университетов существует своя онлайн-платформа. Например, в БГУИР − это образовательная платформа факультета ИНО (инновационного непрерывного образования) [9]. В ней у каждого студента есть возможность отслеживать уровень прохождения того либо иного учебного модуля, календарь со всеми занятиями, возможность хранения файлов, а также чат для общения с одногруппниками онлайн. Данная платформа также реализована на основе Moodle и позволяет использовать мобильное приложение.


Что касается обучения английскому языку онлайн в Республике Беларусь, то в основном языковые школы используют занятия наподобие вебинаров. Каждый из учащихся может подключиться к Skype, Zoom либо другие приложениям, обеспечивающим видеосвязь. Даже самые крупные языковые курсы в стране Streamline используют Zoom.


Стоит отметить, что в России существует образовательная онлайн-платформа Vimbox школы английского языка Skyeng [10]. Данная платформа объединяет не только обучение онлайн с помощью браузера, но и через мобильное приложение. Отличительными возможностями данной платформы являются: интегрированный словарь, все слова на платформе кликабельны, а задания проверяются автоматически, интеграция видео в платформу не через отдельное окно, а прямо в системе, интерактивная доска и указка. Даже при общении онлайн, в интерфейсе есть шкала времени, которая показывает затраченное время на разговор учеником во время урока.


Крупные IT-компании в Республике Беларусь также не используют собственные платформы по обучению английскому языку. Компания IBA, которая является резидентом Парка Высоких Технологий в Беларуси, готова предложить организациям готовые решения для внедрения систем управления обучением. Любая компания, заинтересованная в обучении своих сотрудников в рамках сферы деятельности, может создать онлайн-платформу. Такой подход поможет повысить квалификацию сотрудников и тем самым повысить уровень компании с экономической точки зрения.


По итогу проведения анализа удалённого обучения в Республике Беларусь можно сделать вывод, что собственных решений в сфере образования у нас пока нет. Однако использование уже существующей системы управления обучением Moodle может стать началом развития сферы образования. Традиционное обучение в стране уже давно нуждалось в модернизации. С таким подходом всё больше учеников смогут получить качественное образование, не выходя их дома.


Так как использование дистанционного обучения всё же подразумевает жесткий самоконтроль со стороны учащегося, то лучшим решением в развитии обучения в Беларуси будет внедрение модуля Blended learning (смешаное обучение), т.к. социальное взаимодействие является неотъемлемой частью становления человека в обществе, а также помогает заводить полезные знакомства.Также хотелось бы отметить, что дистанционное обучение в стране позволит решить проблему межрегионального неравенства. С таким подходом к обучению и повышению квалификации можно будет не только сэкономить деньги на обучение, но выровнять возможности получения официального образования вне зависимости от географического положения.


По итогу проведенных исследований можно сделать вывод, что использование дистанционного обучения позволит повысить эффективность образовательного процесса, сэкономить время учащегося, а также исключить привязанность к месту нахождения.

 

Литература


1. Moodle - открытая учебная платформа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moodle.org/

2. D2L - cистема управления обучением [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.d2l.com/

3. Blackboard - модульный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.blackboard.com/

4. Программы для дистанционного обучения iSpring [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ispring.ru/

5. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010. 336 с.

6. Blended Learning Today: Designing in the New Learning Architecture // The Oxford Group - 2014.

7. EDU-HUB - платформа онлайн-курсов и курсов смешанного обучения. Частное учреждение дополнительного образования взрослых "Лаборатория инновационных проектов"−Минск, РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learning.e-edu.org/

8. Сведения о Google Класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://support.google.com/edu/classroom/

9. Центр развития дистанционного образования ФИНО БГУИР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lms.bsuir.by/

10. Цифровая образовательная платформа Vimbox школы английского языка Skyeng [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skyeng.ru/platform


Обновлено 31.05.2020 15:38
 
Яндекс.Метрика