Главное меню

Образование в условиях цифровой экономики PDF Печать E-mail
Автор: Козлова К.Е., Старовойтова Т.Ф.   
31.05.2020 15:04

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Козлова К.Е., студентка 3 курса, гр. ГУЭ-2

Старовойтова Т.Ф., доцент

г. Минск, Академия управления при Президенте

Республики Беларусь

 

Термин «цифровая экономика» широко применяется как в теории, так и на практике, однако единого мнения относительно его трактовки не существует. В общем смысле под цифровой экономикой (электронной экономикой) понимается экономика, в которой используются информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ).


Перед современным образованием стоит серьёзная задача - подготовить кадры будущего. Решение этой задачи связано с инновационными технологиями и новыми форматами обучения.Чтобы идти в ногу со временем существующая система образования должна перейти к новой модели организации образовательного процесса, в основе которой лежат высокотехнологичные решения. Осуществление этого перехода и есть цифровая трансформация образования. Одна из ее главных задач – разработка и распространение высокорезультативной модели организации образовательного процесса.


В настоящее время образование будущего переживает цифровую трансформацию, выходит за временные рамки жизни, за рамки учебных учреждений с использованием уникальных возможностей сетевых и цифровых технологий, с вовлечением в образовательный процесс всех прямых и косвенных участников. Меняется роль педагога в эпоху цифровой экономики, возникают новые формы взаимодействия между педагогом и обучающимся, так называемое сетевое взаимодействие.


Опыт прошедших летпозволяет сделать следующие выводы о внедренииИКТ в образование:


·                         информационно-коммуникационные технологии - новое явление, и обсуждать их педагогическое использованиедо того, как они станут доступны учебным заведениям, невозможно;

·                        появление этих технологий должно быть составной частью изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, которые и обеспечивают повышение результативности работы образовательных организаций.


Инновационные изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, которые обеспечивают повышение результативности работы учебных заведений, связаны с выработкой у учащихся способности использоватьнавыки цифрового образования для эффективного решения возникающих задач.


Выделяют следующие «плюсы» использования информационно-коммуникационных технологий в обучении:


1.                     Увеличение интенсивности всех уровней учебно-воспитательного процесса при помощи применения средств современных информационно-коммуникационных технологий. Иными словами, происходит увеличение эффективности и качества процесса обучения и активности познавательной деятельности, углубление межпредметных связей. Важно отметить и увеличение объёма информации, оптимизацию её поиска. [3]

2.                     Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях нового типа общества. Посредством применения ИКТ в образовании осуществляется развитие различных видов мышления, коммуникативных способностей. Стоит отметить и эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа. В условиях становления цифровой экономики важным является формирование информационной культуры, приобретение умений и навыков обработки больших массивов информации, а так же компетенций, связанных с моделированием задач и ситуаций. [2]

3.                     Именно использование ИКТ в образовательном процессе способствует подготовке информационно грамотной личности, пользователя компьютерными средствами.

4.                     Расширение возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку при осуществлении образовательного процесса.

5.                     Увеличение мотивации обучающихся к процессу обучения. Современное поколение с раннего возраста находится в условиях цифровизации многих сфер жизни. Использование различных электронных устройств является для них повседневностью. Поэтому наличие инструментов ИКТ в обучении является мотивацией для обучающихся. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. [3]

6.                     Увеличение контроля за деятельностью обучающихся. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.


Также в современном образовании можно отметитьмассовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют решить ряд проблем, стоящие перед современным образованием. Открытые образовательные ресурсы помогают в цифровой педагогике обеспечить массовое обучение, доступность каждому и высокое качество образования, так как эти курсы созданы лучшими педагогами. Эти современные цифровые технологии позволяют интегрировать белорусское образование в мировую образовательную среду и формировать людей новых профессий для цифровых организаций.


В период цифровой трансформации существенно меняется роль преподавателя вуза, теперь они должны использовать все возможные приёмы, методы, средства электронного и дистанционного обучения, тогда они будут востребованы в информационном образовательном пространстве. Преподаватели - авторы онлайн-курсов, которые организовывают и вовлекают обучающихся в сетевое групповое обучение, формируя у них способности к творчеству, ибо креативный класс способен управлять процессами устойчивого социально-экономического развития в условиях цифровых преобразований общественных отношений.


Основные тренды в мировом онлайн-образовании связаны с развитием компьютерных технологий. Перспективными трендами являются:


1.                     Микрообучение. Сегодня нарынке труда работодатели очень ценят сертификаты, подтверждающие профессионализм в той или иной сфере. И поэтому акцент сделан на точечное обучение. Оно вытесняет глобальные, объемные курсы, требующие многомесячного освоения.


2.                     Искусственный интеллект. За последние 5 лет искусственный интеллект значительно «прокачал» свои навыки преподавания. На данный момент искусственный интеллект не может полностью заменить преподавателя, однако способен выступать в роли ассистента, для которого ошибка - «непозволительная роскошь».


3.                     Геймификация. Всё большей популярностью на рынке онлайн-образования пользуется спросом так называемая модель edutainment (образование + развлечение). Благодаря игровым механикам человек может долгое время удерживать внимание на изучаемом предмете. Существует огромное количество образовательных проектов, способных обучить, к примеру, английскому языку в игровой, соревновательной форме.


Президент швейцарского Международного института управленческого развития (IMD) Жан-Франсуа Манзони отметил, что цифровые технологии позволяют оставаться в контакте после того, как произошла встреча в реальности. То есть дают цифровые технологии в высшем профессиональном образовании предоставляют новые возможности обучения студентов. В то же время вице-президент Гонконгского университета науки и технологии Вей Шуу отмечает, что образовательный процесс может быть эффективным только при обратной связи между всеми сторонами.


В государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь, среди задач формирования цифровой экономики в стране выделяют и развитие электронного образования. В целях формирования условий, содействующих развитию информационного общества на основе развития человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения, разработан ряд новых образовательных стандартов, планов и программ подготовки специалистов в области ИКТ, созданы информационная система электронного зачисления в учреждения высшего образования, информационные сервисы для обеспечения взаимодействия учреждений образования, органов управления и населения, а также комплекс мер по защите информации в отраслевых информационных системах Министерства образования.[1]


Таким образом, можно сделать вывод, что роль вовлечения ИКТ в учебный процесс, позитивно сказывается на личности учащихся, а так же создает более комфортные условия для работы педагога. В данном направлении можно двигаться бесконечно, поскольку есть множество способов усовершенствования цифрового образования. В Республике Беларусь активно работают над вопросом электронного образования, что подтверждается программой развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы.


Литература

 

1.                     Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 - 2020 годы от 23 марта 2016 г.

2.                     Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия [Текст] //Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2015. № 2. С. 135-140

3.                     Развитие информационно-образовательной среды в организациях среднего профессионального образования: Теория и практика: материалы II Международная научно-практическая конференции «Среднее профессиональное образование винформационном обществе». Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 2017. 206 с.


 
Яндекс.Метрика