Сетевое взаимодействие и дистанционные образовательные технологии: правовой аспект |
Автор: Высочанская Ю.М. |
31.05.2020 12:51 |
СЕТЕВОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Высочанская Ю.М., заместитель директора г.
Москва, ГБОУ «Шуваловская школа № 1448» Нормативное закрепление дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), в том числе при сетевом взаимодействии, происходило постепенно и оформилось принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] (далее – ФЗ № 273). ФЗ № 273 нормативно закрепил такие образовательные технологии, как: -
сетевая форма реализации образовательных
программ; -
дистанционные образовательные
технологии; -
электронное обучение; - экстернат. Вместе с тем сохраняется достаточное количество правовых, организационно-методических и технических проблем при применении как ДОТ, так и сетевого взаимодействия. Среди таких проблем: 1) определение
правовой природы договора о сетевой форме реализации образовательных программ
(административный договор, гражданского-правовой договор, договором sui generis)
[2]; 2) отсутствие
в нормативных правовых актах особого порядка при реализации образовательных
программ в сетевой форме [4]; 3) отсутствие
понимания как оформляется сетевое взаимодействие с организацией-партнером, не
имеющей лицензии на осуществлении образовательной деятельности; 4) необходимость
соответствия всем лицензионным требованиям при реализации образовательных
программ только посредством ДОТ; 5) неопределенность
в разрешении экономических аспектов сетевого взаимодействия
организаций-партнеров [7]; 6) отсутствие специфики реализации общеобразовательных программ и программ высшего образования посредством ДОТ. Необходимо отметить, что в 2019-2020 гг. законодателем и федеральным органами исполнительной власти предприняты значительные меры для решения указанных проблем. Основной мерой является принятие Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ [5] (далее – ФЗ № 403), в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. при сетевой форме реализации образовательных программ: -
допускается возможность освоения
обучающимся не только образовательной программы, но и отдельно её составных частей
в том числе различных вида, уровня и (или) направленности; -
меняется состав существенных условий в договоре
о сетевой форме реализации образовательных программ (ч. 2 ст. 15 ФЗ № 273 с
01.07.2020); -
порядок организации и осуществления образовательной
деятельности и примерная форма договора о сетевой форме реализации
образовательных программ совместно утверждаются Министерством науки и высшего
образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) и Министерством просвещения
Российской федерации (далее -Минпросвещения России); -
в приложении к лицензии не указываются
места осуществления образовательной деятельности; - обеспечивается открытость и доступность информации о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с ФЗ № 403 в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности. Активное применение ДОТ при введении на территориях субъектов Российской Федерации режимов повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) выявило потребность в законодательном закреплении положения о разграничении полномочий Минпросвещения России и Минобрнауки России. Так, требуется законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Минпросвещения России и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: по вопросам общего образования и среднего профессионального образования – Минпросвещения России; по вопросам высшего образования – Минобрнауки России. В связи с этим разработан и внесен в Государственную Думу Российской Федерации Законопроект № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [1] (далее – Законопроект). В случае принятия Законопроекта потребуется признание утратившим силу Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 [3] (далее – Порядок), а также принятия приказов Минобрнауки России и Минпросвещения Россия в части регламентации ДОТ и электронного обучения в соответствии со своими полномочиями. Анализ действующего правового регулирования свидетельствует об отсутствии ограничений для участников сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ в сетевой форме с применением ДОТ и электронного обучения. Однако не в действующем Порядке, не в утратившем силу приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» не содержалось норм, конкретизирующих применение ДОТ и электронного обучения при сетевом взаимодействии. Так, например, при утверждении сетевой образовательной программы только одной организацией отсутствует механизм включения рабочей программы (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, а также необходимых оценочных и методических материалов), реализуемой в рамках сетевого взаимодействия организацией-партнером посредством ДОТ и электронного обучения, в сетевую образовательную программу. По-прежнему
остаются неурегулированными на подзаконном уровне: -
условия, при которых сетевая
образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные
образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей; -
вопросы приема и перевода обучающихся,
выплаты им стипендий и других денежных выплат, предоставления иных мер
социальной поддержки, предусмотренных законодательством образовании; - иных организационных вопросов, сопутствующих реализации сетевых программ в сетевой форме (например, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности у одного из участников сетевого взаимодействия, ликвидации организации, участвующей в сетевом взаимодействии). Целесообразно
рассмотренные проблемные вопросы обсудить в профессиональном педагогическом
сообществе с целью выработки единообразных подходов для их решения.
Представляется, что сформулированные единообразные способы решения
рассмотренных проблем могут быть учтены федеральными органами исполнительной
власти при разработке и принятии подзаконных нормативных актов, а также
методических рекомендации для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность и участвующих в реализации образовательных программ (их частей) в
сетевой форме. Литература 1.
Законопроект № 957354-7 «О внесении
изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7
(дата обращения: 29.05.2020). 2.
Матвеев В.Ю. Правовая природа договора о
сетевой форме реализации образовательных программ // Юрист. 2018. N 4. С. 18 -
24. 3. Приказ Минобрнауки России от 23
августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016 (дата обращения: 29.05.2020). 4.
Соболев
А. Б.
Сетевая форма реализации образовательных программ: различия и типология //
Universum. Вестник Герценовского университета. 2014. № 3–4. С. 4. 5.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. №
403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019 (часть V). № 49. Ст. 6962. 6.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745
(дата обращения: 29.05.2020). 7.
Шевелева,
Н. А. и др. Сетевая форма обучения: состояние
правового ре-гулирования и перспективы развития / Н. А. Шевелева, М. Ю.
Лаврикова, И. А. Васильев // Закон. — 2016. — № 5. — С. 161–170. |