АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ BIM-ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ И
АРХИТЕКТУРНЫХ ВУЗОВ
М.А. Привалова, аспирант
А.Л. Кузнецов, д.э.н., профессор
г. Ижевск, ФГБОУ ВО «Ижевский государственный
университет имени М.Т. Калашникова»
И.В. Симченко, начальник отдела качества
г. Ижевск, АО «Датабанк»
Аннотация:Применение и
внедрениеBIM-технологий в
строительную отрасль России остается актуальным на протяжении уже многих лет,
таким образом возникает запрос на внедрении данных технологий и в
образовательный процесс будущих специалистов в этой области. В статье освещены
вопросы необходимости изменения подходов к подготовке и развитии кадрового
потенциала строительной отрасли с учетом последних тенденций, а именно ее
цифровизации. Освещается вопрос внедрения в учебные программы вузов не только
отдельных дисциплин, но и изменение существующих с учетом требований нынешнего
рынка строительства для обеспечения конкурентоспособности строительной
индустрии, отвечающим современным экономическим, техническим и организационным
требованиям.
Ключевые
слова:BIM, подготовка
кадров строительной отрасли, строительное образование
Ссылка
на статью: Привалова М.А.,
Кузнецов А.Л., Симченко И.В. Актуальность внедрения методов BIM-проектирования в учебные программы строительных и
архитектурных вузов// IX Всероссийская
научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в
образовании и науке» (1-5 июня 2020 г.).
Строительство
является одной из крупнейших отраслей России, и по праву занимает ведущие
позиции в сфере экономической деятельности страны. Строительная индустрия
обеспечивает расширенное воспроизводство производственных мощностей и основных
фондов для всего народного хозяйства. Для усиления позиций строительной
индустрии в экономике страны требуются качественные и количественные изменения,
способствующие эффективному решению задач развития промышленно-экономического
потенциала страны. В связи с этим Министерством строительства и
жилищно-коммунального хозяйства страны была разработана стратегия
инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2020 г.
Основной целью данной стратегии стало создание конкурентоспособной индустрии,
при этом формирующей комфортную безопасную среду жизни и деятельности,
отвечающую требованиям национальной безопасности и пространственному развитию
страны [1].
Одним из положений стратегии является внедрение современных
информационных технологий проектирования в деятельность всех участников
строительного процесса. Теперь информационное моделирование зданий и сооружений
или BIM-проектирование будет иметь большое влияние на то, как и каким образом
необходимо выстраивать рабочие процессы в рамкахтого или иного строительного
проекта. Реализация крупных проектов состоит из различного рода интегрированных
данных и программного обеспечения и осуществляется посредством
стандартизированных процессов, которые формируют цифровую инфраструктуру. Сейчас
основная задача современной архитектурно-строительной компании быстро и
эффективно внедрить современные технологии информационного моделирования[2].
Многие организацииуже начали внедрять технологииBIM в свою организационную систему.
Однако, внедрение новых инновационных технологий в строительную отрасль
традиционно происходит довольно медленно, но можно однозначно сказать, что для
успешного внедрения BIM с целью повышения производительности необходимо
изменить многие рабочие процессы. Это
сложная процедура, как для крупных компаний, так и небольших организаций,
потому что необходима сложная реорганизация всех существующих процессов,
потребность в новых специалистах или необходимость в обучении сотрудников. Можно
заметить, как в последнее время увеличился спрос на специалистов в этой области,
и была отмечена острая нехватка кадровуже на протяжении нескольких лет [3].Тем
самым хочется отметить, что для достижения цели инновационного развития, в
приоритетном порядке появилась необходимость решить проблемы, связанные с
развитием кадрового потенциала строительной отрасли.
К сожалению,
существующие программы подготовки бакалавров и магистров в области
строительства в большинстве учебных заведений не адаптирована к потребностям
кадрового рынка отрасли. Это вызвано рядом причин, такими как: отсутствие у
выпускников вузов необходимой производственной практики; несоответствиетребованиям
работодателей качества подготовки квалифицированных специалистов; резкое
сокращение подготовки профильных инженерно-технических специальностей;
неактуальность образовательных программ современным технологиям и отсутствие
актуальных знаний у преподавателей в области новых технологий[4].
Известно
также и то, что конкурентоспособность вуза во многом определяетсяспособностью
обеспечить высокий образовательный и профессиональный уровень выпускников
складывающимся требованиям рынка труда.
Таким
образом, актуальность внедрения методов BIM-проектирования в учебные программы
строительных и архитектурных вузовобусловлена изменением требований претерпевающей
изменения строительной отрасли и включает в себя разработку целого ряда
теоретических и практических инструментов, методов и средств, обеспечивающих
качественную подготовку кадров.
Список литературы
1. Проект.
Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на
период до 2030 года / Минстрой России. М., 2016. 63 с
2. Приказ
Минстроя России от 29.12.2014 г., № 926/пр. «План поэтапного внедрения
технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского
строительства в проектировании» / Минстрой России. М., 2014. Режим доступа:
http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/383/prikaz-926pr.pdf (Дата обращения
01.04.2020).
3. Привалова
М.А. Исследование проблем внедрения технологий информационного моделирования в
Удмуртской Республике// Материалы III Российской научной интернет-конференции «Проблемы
и перспективы развитиянаучно-технологического пространства». -2019. С.230-235
4. Голдобина
Л.А. BIM-технологии и опыт их внедрения в учебный процесс
при подготовке бакалавров по направлению 08.03.01 «Строительство» /
Л.А.Голдобина, П.С.Орлов // Записки Горного института. 2017. Т. 224. С.
263-272. DOI: 10.18454/PMI.2017.2.263
|