Применение ИКТ в различных идах музыкальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста |
Автор: Синяшкина О.В. |
31.05.2020 12:00 |
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Синяшкина О.В., музыкальный руководитель г. Иловайск,
ДНР, Украина, МДОО №17 В данное время одним из приоритетов образования является использование информационно-коммуникационных технологий, которое призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Компьютерные и мультимедийные технологии ‒ одно из инновационных направлений современного образования. Средства мультимедиа позволяют более доступно и красочно, в игровой форме развивать живой интерес и логическое мышление дошкольников. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании помогает усилить творческую составляющую учебного процесса [1]. Системное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности [3]. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным. Использование информационно-коммуникационных технологий тем более актуально, что в детских садах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь [3]. Предъявление информации с компьютера через проектор на экран вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация привлекает их внимание, ориентируют на готовность к восприятию, облегчает запоминание информации. Использование видеофрагмента направлено на создание первичной мотивации дошкольников к осознанию и пониманию познавательной задачи мероприятия. В практике работы музыкального руководителя использование информационно – коммуникативных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно – образовательного процесса. Организация образовательной деятельности с применением ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач: - сделать материал ещё более понятным для восприятия, так как задействуются и зрительные анализаторы (метод наглядности); - расширить возможности организации совместной
деятельности педагога и детей, придать её современный уровень; - создать условия для активизации творческого потенциала дошкольников.[2] Задачи музыкального воспитания, осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, а средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности. Так, в разделе «Слушание музыки» используются мультимедийные презентации - прослушивание фрагментов музыкальных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича и др. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в программе Power Point в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению старшего дошкольного возраста основной общеобразовательной программы. Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому была создана картотека электронных картинок и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту. Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических
упражнений, образных этюдов, различных танцев помогает детям точно выполнять указания
музыкального руководителя, выразительно исполнять движения под музыку.
Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр
специально созданных видеороликов. Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Музыкальный теремок», «Светофор» и др. Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет. Они направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о жанрах в музыке, о музыкальных звуках и их свойствах, а также на развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование творческого процесса, развитие коммуникативных качеств. Таким образом, современная система дошкольного
образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной
компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и
современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные
идеи и разработки, широко использовать их в своей педагогической деятельности,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. Литература 1. Глушкова, Е. Компьютер в детском саду / Е.
Глушкова, Л. Леонова // Дошкольное воспитание. - 2010. -
№10. -
С. 44-49. 2.
Денисова, А. Б. Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности с
детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС / А. Б. Денисова, Г. А.
Селезнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158).
— С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44607/ (дата обращения:
30.05.2020). 3. Мосина, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников
/ Н.В. Мосина // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г.
Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. -
С. 119-125. |