ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Радкевич Т.Ю., Республика Беларусь,
г. Витебск,
ГУО «Витебский
областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Согласно Кодексу
Республики Беларусь об образовании, одной из важнейших задач
образовательной работы с учащимися с интеллектуальной
недостаточностью является социализация, тесно связанная с овладением
социальным опытом. Дефицит последнего прямо определяет проблему формирования
социальной и, как ее составляющей, социально-бытовой компетенции [1]. Этим
определяется необходимость специальной организации социально-бытовой
подготовки. Она осуществляется в рамках учебных занятий по предмету «Социально-бытовая
ориентировка», а также во внеучебное время.
Для решения данной
задачи создан ряд учебных наглядных пособий. Однако необходимая учащимся
информация в них представлена лишь частично.
Очевидным является, что для подготовки к учебным занятиям по социально-бытовой
ориентировке педагогу необходимо подбирать теоретический материал
из разных источников, самостоятельно изготавливать различные
демонстрационные материалы.
В исследованиях
и публикациях, посвященных вопросам информатизации специального образования,
отмечается, что грамотное использование педагогом сочетания традиционных
компонентов обучения с мультимедийными технологиями способствует
формированию у учащихся необходимых знаний, умений и обобщенных
способов деятельности, готовности к применению их в измененных
условиях; а также усилению наглядности за счет активного
использования компьютерного моделирования.
В рамках
диссертационного исследования нами была поставлена цель: научно обосновать,
разработать, апробировать и внедрить в практику специального
образования педагогическую мультимедийную технологию социально-бытовой
подготовки учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. В процессе
исследования были определены условия реализации данной технологии: учет
педагогом конкретных этапов учебного занятия, на котором применяется
электронный материал; грамотное сочетание его применения с традиционными
дидактическими средствами обучения учащихся с легкой интеллектуальной
недостаточностью; опора при подборе и создании электронного материала
для учебных занятий на содержание действующих учебных программ;
решение задач формирования у учащихся необходимых знаний, умений
и обобщенных способов деятельности, а также готовности
к применению их в измененных условиях; овладения учащимися
с легкой интеллектуальной недостаточностью определенными умениями
и навыками в самостоятельном пополнении своих знаний; обеспечение
коррекционной направленности социально-бытовой подготовки; активное использование
возможности компьютерного моделирования, проблемного обучения, алгоритмов
и заданий, предусматривающих выбор нескольких правильных ответов.
Определены подходы к отбору
программного материала для представления его в мультимедийном виде:
1) наличие в учебном материале сложных, не всегда доступных
в режиме реального времени социально-бытовых объектов, предметов и действий;
2) потенциал применения компьютерного моделирования различных ситуаций для виртуального
выполнения соответствующих ролей в социально-бытовой среде, которую
невозможно воссоздать в пределах кабинета социально-бытовой ориентировки;
3) возможность компьютерного иллюстрирования проблемных ситуаций, связанных с ориентировкой
в социально-бытовом окружении; 4) потребность в мультимедийном
сопровождении демонстрации педагогом «ошибочных» действий в социально-бытовом
окружении для их анализа учащимися.
Выделены виды
практических мультимедийных заданий, обеспечивающих:
·
воспроизведение изученного учебного
материала в практических заданиях на узнавание, называние и выбор
объектов, предметов и действий с ними;
·
воспроизведение изученного алгоритма или
последовательности этапов действий в быту, необходимых
для ориентировки в практическом задании;
·
исполнение учащимися с легкой
интеллектуальной недостаточностью различных социально-бытовых ролей в
виртуальном плане и решение проблемных ситуаций, связанных
с ориентировкой и действиями в быту, правилами поведения.
Разработано
мультимедийное сопровождение уроков социально-бытовой ориентировки
в VI классе по учебной программе первого отделения вспомогательной
школы и методические рекомендации для педагогов
по его применению [2]. Показана возможность повышения уровня
социально-бытовой компетенции у учащихся первого отделения вспомогательной
школы при использовании данной педагогической мультимедийной технологии.
Результаты ее апробации указывают на возможности улучшения результативности
социально-бытовой подготовки при проведении работы в данном направлении в
большем объеме.
Литература
1. Коноплева А. Н. Вопросы трансформации
содержания специального образования в контексте компетентностного подхода
// Спецыяльная адукацыя, 2009. № 3. С. 3–9.
2. Радкевич Т. Ю.
Применение педагогической мультимедийной технологии на уроках
социально-бытовой ориентировки с учащимися с легкой интеллектуальной
недостаточностью// Спецыяльнаяадукацыя,2014. № 1. C. 16–21.
|