Роль видеоматериалов при дистанционном обучении иностранному языку |
Автор: Рогова Ю.В.,Грак К.А. |
30.05.2020 09:47 |
РОЛЬ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ Рогова
Ю.В., магистрант кафедры иностранных языков Грак
К.А., студентка 4 курса г. Минск, БГПУ В условиях стремительного социально-экономического и политического развития стран мира изучение иностранного языка (ИЯ) играет немаловажную роль, ведь он является носителем информации определённого народа, средством коммуникации. Актуальной являетсяпроблема выбора подходящего способа обучения ИЯ, который будет отвечать современным требованиям.Человек ставит перед собой множество задач, решение которых возможно при использовании творческого подхода, новейших технологий, построении эффективной межкультурной коммуникации. Следовательно,владение иностранным языком в современном мире тесно связано с успехом и определяет профессиональный рост специалиста. Исследователи отмечают, что дистанционное обучение (ДО) – это мотивирующий фактор в изучении иностранных языков, который способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, самообразование и саморазвитие обучаемых [1].Преимуществом такого обучения является то, что оно способно соединить учащихся и обучающего в подходящее время, не зависимо от их местоположения. Развитие практики дистанционного обучения в наше время позволяет сформулировать важные для дистанционного обучения дидактические принципы: соответствие содержания обучения поставленным учебным целям; интерактивность обучения; самодостаточность учебных материалов; когнитивность обучения; развитие самообучения; самооценка прогресса. Грамотнаяформулировка, чёткость учебных целей и их соответствие содержанию обученияспособствуют достижению хороших результатов в учебном процессе. Создание учебного материала предполагает использование принципа интерактивности, т.е. введение в процесс обучения взаимодействия между обучаемым и электронным учебным материалом. Самодостаточность материалов означает, что учебный материал должен позволить студентам достичь поставленных учебных целей без привлечения дополнительных информационных ресурсов. Под когнитивностью обучения понимается стимулирование познавательной активности студента, побуждение его к активной деятельности, мотивирование студента к дальнейшему изучению материала [2, c. 321]. При обучении важно ориентировать ученика на самообучение, развивать в нем качество учения чему-то новому на протяжении всей жизни. Мотивацией овладения иностранным языком прежде всего служит профессиональная потребность студента, готовящегося стать высококвалифицированным специалистом. Именно поэтому изученный материал должен сопровождаться тестирующими программами, при помощи которых обучающийся может сам увидеть свой прогресс в учебной деятельности. Одним из вариантов организации дистанционного обучения, где соблюдаются все вышеуказанные принципы, является дистанционное обучение с использованием видеофрагментов, которое подразумевает педагогическое взаимодействие между учащимися и учителем, заключающееся в изучении заранее подготовленных преподавателем видеоматериалов. Преимущество видеоматериалов заключается в том, что они обеспечивают новый уровень предъявления и усвоения информации, поскольку происходит активизация зрительного, слухового и моторного путей получения сведений, что является необходимым условием повышения качества образовательного процесса. Ещё одним достоинством видеофрагментов является то, что преподаватель может регулировать объем, содержание и последовательность подачи информации, управляя процессом, а обучающийся усваивает материал в индивидуальном темпе. Обладая высокой информационной ценностью, видеоматериалы одинаково позитивно воспринимаются и студентами, и преподавателями. Сегодня студенты положительно относятся к учебным занятиям, на которых используются видеофрагменты, поскольку они помогают разъяснить многие моменты при изучении иностранного языка. Кроме этого, видеоматериалы стимулируют познавательную активность и несут много интересной и полезной информации. Таким образом, следует признать, что использование
видеоматериалов в учебном процессе сегодня необходимо, поскольку это повышает
эффективность деятельности студентов, а также является важным инструментом,
который необходимо использовать их в образовательном процессе с учетом
дидактических принципов обучения, а также возрастных и психофизиологических
особенностей обучаемых. Литература 1.
Владимирова, Л. П. Дистанционное
обучение иностранным языкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/3fb/distancionnoe-obuchenie-inostrannym-yazykam.pdf. – Дата доступа:
26.05.2020. 2.
Насонова, Е. А. Развитие учебной
автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению / Е. А.
Насонова // Вестн. гуманитар. фак. Иван. гос. хим.-технол. ун-та. – 2009. – №
4. – С. 318–322. |