Электронный УМК как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся |
Автор: Орехова Ю.М. |
29.05.2020 17:33 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ УМК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Ю.М. Орехова, канд.
пед. наук г. Ярославль, Ярославское высшее военное училище противовоздушной
обороны В условиях интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство подготовка конкурентоспособных и квалифицированных специалистов кажется возможной лишь при условии создания внутренней информационно-электронной образовательной среды. В настоящий момент основные подходами, реализуемыми в рамках нового ФГОС, являются компетентностный, коммуникативный и технологический подходы к организации процесса обучения иностранным языкам. Электронным образовательным ресурсом, интегрирующим в себе перечисленные подходы, является электронный учебно-методический комплекс (далее ЭУМК), который представляет собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР), содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе. Внедрение ЭОР и ЭУМК в образовательный процесс образовательного учреждения обусловлено рядом факторов, а именно [2]: - развитием общества; - техническим прогрессом
в мире и в нашей стране; - требованиями ФГОС к организации обучения; - высоким потенциалом
современных технических средств обучения; - информатизацией и
технологизацией образования; - переходом от печатных
изданий к цифровым ресурсам; - свободным доступом к
учебному материалу; - индивидуализацией процесса обучения. Систематическое использование ЭУМК в качестве основного или вспомогательного средства обучения позволяет решать следующие дидактические задачи занятия по иностранному языку [3, с.101]: - совершенствование
языковых навыков во всех четырех видах речевой деятельности и развитие потребности
к использованию иностранного языка для общения; - расширение активного и
пассивного словарного запаса, а также и
формирование терминологического аппарата на иностранном языке в пределах
профессиональной сферы; - совершенствование культурологических знаний: формирование
социокультурной компетенции и поведенческих стереотипов, необходимых для
успешной коммуникации в поликультурном мире, представления об основах
межкультурной коммуникации, а также воспитание толерантности и уважения к
духовным ценностям разных стран и народов; - формирование культуры
общения; - формирование элементов
глобального мышления; - развитие умения
самостоятельно приобретать знания для осуществления бытовой, деловой и
профессиональной коммуникации на иностранном языке, а также повышение уровня
учебной автономии и способности к самообразованию; - формирование устойчивой
мотивации познавательной деятельности; - расширение кругозора и повышение общей и информационной культуры. Развитие коммуникативных умений достигается за счет решения обучающимися коммуникативно-проблемных ситуаций, когда они выступают субъектами познавательной деятельности, прилагая все усилия к решению проблемы. Коммуникативно-речевые умения [4], развиваемые посредством ЭУМК представлены ниже. 1) Определять
тему/проблему; 2) Выделять ключевые
слова и необходимую информацию в аутентичных текстах; 3) Узнавать
употребительные национальные реалии в прочитанном/ услышанном/ увиденном; 4) Строить
устное/письменное высказывание в соответствии с нормами, установленными в
конкретном лингвокультурном сообществе 5) Осуществлять поиск
информации; 6) Отделять основную
информацию от второстепенной и обобщать
информацию; 7) Подробно или кратко
излагать содержание прочитанного/ прослушанного; 8) Фиксировать
необходимую информацию из прочитанного/ прослушанного/увиденного; 9) Высказывать и
аргументировать свою точку зрения; 10) Уточнять интересующую
информацию; 11) Определять временную
и причинно-следственную взаимосвязь между событиями; 12) Выделять факты/примеры/аргументы
в соответствии с поставленным вопросом/проблемой; 13) Участвовать в
беседе/обсуждении; 14) Делать выводы; 15) Прогнозировать
развитие/результат излагаемых фактов/событий; 16) Уточнять интересующую
информацию. Итак, обучение
иностранным языкам, строящееся на сочетании традиционных печатных учебных
материалов и электронных образовательных ресурсов, в полной мере способствует
достижению требования ФГОС [1, c.79]. Использование ЭУМК выступает эффективным средством
обеспечения качества образования по предмету «Иностранный язык». Литература 1. Балакирева Э. В.,
Власова Е.З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения
качества подготовки специалистов // Человек и образование. – 2012. – № 4 (33).
– С. 75–80. 2. Орехова Ю.М. К вопросу
о необходимости использования икт на уроках иностранного языка в средней школе
// [Электронный ресурс]. URL:
https://infourok.ru/k-voprosu-o-neobhodimosti-ispolzovaniya-ikt-na-urokah-inostrannogo-yazika-v-sredney-shkole-2058965.html
(дата обращения 26.05.2020). 3. Полат Е.С. Интернет в
гуманитарном образовании: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Владос,
2001. – 271 с. 4. Сысоев П.В.,
Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области
обучения иностранному языку // Язык и культура. – 2008. – № 4. – С. 96-109. |