Использование информационных технологий при дистанционном обучении английскому языку |
Автор: Коршунова Т.М. |
29.05.2020 17:06 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Коршунова Т.М., магистрант г. Минск, БГУИР С каждым годом информационно-коммуникационные технологии всё больше проникают в различные области жизнедеятельности человека. Инновации не обошли стороной и сферу образования. С помощью современных технологий теперь каждый желающий может обучаться онлайн вне зависимости от возраста, местонахождения и рода деятельности.Однако стоит отметить, что большинство высших учебных заведений всё еще используют традиционный подход к образованию без использования информационных технологий (ИТ). Для начала проанализируем термин «образование». Согласно кодексу об образовании Республики Беларусь, «образование - это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [1]. Ряд авторов давали иные определения. Например, бывший президент Пристонского университета Джон Хиббен давал довольно лёгкое в понимании определение. Он называл образование ничем иным, как умение правильно действовать в любых житейских ситуациях [2]. Более строгое определение было озвучено Яковлевевым Евгением Владимировичем: «Образование – это процесс передачи обществом знаний, навыков, ценностей от одного человека или группы другим людям, передачи, не включающей характеристику усвоения и обязательность результата»[3]. Но всё-таки стоит разделять понятия «образование» и «обучение». Так еще в 20-30-х гг. XXвека А. В. Луначарский, Народный комиссар по просвещению, писал: «Обучение есть передача готовых знаний учителемученику. Образование есть творческий процесс»[4]. Из данного утверждения можно сделать следующий вывод: образование длится всю жизнь, а обучение лишь определенное время. Ведь человек «образуется», расширяет свои познания и совершенствуется непрерывно.Проще говоря, формирует самого себя. Разобравшись с вышеперечисленными понятиями не стоит упускать из виду как именно трактуется определение «дистанционное» обучение. Слово «дистанционное» происходит от английского distance (расстояние). Условно, это расстояние между учеником и учителем при обучении. Роберт Ирэна Веньяминовна, академик Российской академии образования, дала следующее определение дистанционному обучению: «Дистанционное обучение – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ»[5]. Стоит упомянуть о термине дистанционного обучения, которое применяется в зарубежной литературе – e-learning. Electronic Learning (интернет-обучение) использует глобальную сеть для подключения к обучающим программам. Существуют профессии (программист, врач, преподаватель, seo-специалист и т.д.), где развивать полученные знания необходимо постоянно, повышая свою квалификацию. Для многих очное обучение является экономически нецелесообразным, т.к. оно отрывает от текущей производственной деятельности. Именно поэтому слушатели стараются переходить на заочное обучение в высших учебных заведениях, регистрируются на курсах-онлайн и проходят обучение через сеть Интернет. Такой подход экономит не только денежные ресурсы, но и временные. Благодаря дистанционному обучению каждый может получить образование в любой точке мира и в любое удобное для него время. Стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий в 21 веке позволило повысить эффективность и трансформировать традиционный образовательный процесс. Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, телекоммуникационная технология и интернет-технология [6]. Кейс-технология подразумевает под собой самостоятельное изучение мультимедийных и печатных методических материалов, которые предоставляются слушателю в форме кейса. Кейсом является завершенный программно-методический комплекс. Данная технология использует и очное обучение (тьюториалы), которые рассчитаны на практическое применение изученных знаний. Телекоммуникационные технологии используют телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных. В данной технологии заложен принцип разделения процесса обучения на юниты. По каждому из блоков (юнитов) предусматриваются контрольные мероприятия. Интернет-технологии подразумевают под собой использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые доступны посредством Интернет и Интранет (локальная компьютерная сеть). При таком подходе учебно-методические материалы сгруппированы в единую систему обучения, обычно их называют ЭУМК (электронный учебно-методический комплекс). Также при обучении используются онлайн-чаты, где преподаватель и слушатель могут вести разговор в реальном времени, электронная почта. Существует ряд информационных технологий, позволяющих обмениваться обучающими материалами.На сегодняшний день можно выделить два основных технологических решения для проведения дистанционного обучения: занятия на базе СДО (система дистанционного обучения) и дистанционные семинары-вебинары. Система дистанционного обучения – это программный комплекс, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учитывать взаимодействие обучающего, учебного контента и преподавателя[7]. СДО MoodleModularObject-OrientedDynamicLearningEnvironment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда)является самой популярной. На базе Moodleпреподаватель может создать курсы, оформляя их с помощью текста, файлов, опросов, презентаций и т.д. Онлайн-семинары, вебинары, веб-конференции можно считать интерактивными онлайн-встречами, которые помогают в режиме реального времени обмениваться информацией. Такие встречи конечно не заменяют личного общения, но поднимают мотивацию и стремление к обучению. Рассмотрим подробнее технологии, которые используются при обучении английскому языку. Помимо всего вышеперечисленного, существуют приложения по обучению английского языка, что в свою очередь тоже является дистанционным обучением с использованием сети Интернет. Самыми популярными приложениями на сегодняшний день являются LinguaLeo и Duolingo. Функциональные возможности данных приложений весьма обширны. В процессе обучения приложения разрабатывают индивидуальную программу и особую систему мотивации, помогают тренировать не только письменную речь, но и устную, проводят аудирование и чтение материала. Если говорить про обучение английскому языку внутри компаний, то большинство создает собственные СДО, направленные конкретно под нужды компании. Например, для технических работ лучше изучать английский язык в техническом направлении, для экономических– в экономическом. Онлайн-приложения, как Duolingo,не позволят специалисту в компании углубиться в специализированные знания по профессии, а лишь сформируют основу лексики и грамматики английского языка. Именно поэтому крупные компании создают свою систему дистанционного обучения, что позволяет им быть более узконаправленными под нужды сотрудников и компании в целом. После проведения исследования дистанционного обучения и введения его в образовательный процесс, был выявлен ряд преимуществ. Во-первых, это экономия денег и времени. Относительно очного обучения в университетах или курсах стоимость за обучение онлайн по уже подготовленным материалам сравнительно ниже. Даже не учитывая тот факт, что слушатель экономит на средствах передвижения. Во-вторых, гибкость. Временные ресурсы с помощью дистанционного обучения каждый слушатель распределяет самостоятельно. Такой подход помогает подстроить обучение под рабочий график. В-третьих, доступность для каждого. Вы можете находиться где угодно во время обучения, главное, чтобы был доступ к сети Интернет. Также такое обучение подходит для людей с ограниченными возможностями. Стоит отметить и полную независимость от часового пояса. Вы можете получить электронный диплом об обучении в Канаде, но при этом находясь в Минске. В-четвертых, индивидуальный подход. Обучение онлайн позволяет получить ответ на любой интересующий Вас вопрос в реальном времени. Большинство учреждений используют онлайн-чаты для быстрой коммуникации между слушателем и преподавателем. Однако существуют и небольшие минусы в ДО. Например, отсутствие контроля. Может показаться, что это плюс, но от каждого учащегося требуется жесткая самодисциплина и мотивация. Также одним из минусов является нехватка живого общения, ведь личная коммуникация является основополагающей в становлении в обществе. По итогам
исследования можно сделать вывод, что преимуществ дистанционного обучения
больше, чем их недостатков. Каждый сможет найти для себя подходящее учебное
заведение или курсы. Информационные технологии шагают в ногу со временем и с
каждым днём у нас всё больше возможностей самообразования и развития в любых
сферах жизнедеятельности без особого ущерба личному времени. У дистанционного
обучения большие перспективы в развитии. Литература 1. Ст.
1 Кодекс РБ об образовании №243-З – Республика
Беларусь, 13.01.2011 г. – 195 с. 2. Как
завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей / Д.Карнеги; пер. с англ.
Л.А.Кузьмина. – 8-е изд. – Минск: Попурри, 2015. 3. Теоретические
основы управления качеством образования в высшей школе / Е.В. Яковлев. –Челябинский
педагогический университет, 1999. 4. Народное
образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1974
гг. / сост. А. А. Абакумов и др. М.: Педагогика, 1974– 560 с. 5. Теория и
методика информатизации образования / И.В. Роберт –Москва:Институт
информатизации образования, 2008. 6. Дистанционные
образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б.
Лебедева, С.В. Агапонов, А.Н. Костиков и другие – СПб: БХВ-Петербург, 2010. –336
с. 7. Работа в
системе дистанционного обучения Moodle / А.М. Анисимов: учеб. пособие. – Харьков, 2009. |