Главное меню

Новая ситуация в сфере образования: вызовы и решения PDF Печать E-mail
Автор: Краснова А.В.   
29.05.2020 11:16

НОВАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ

 

Краснова А.В., магистр 1 года обучения,

г. Казань, ФГАОУ «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

Всемирная организация здравоохранения еще 11 марта 2020 года признала распространение коронавируса пандемией. Она затронула все сферы общественной жизни большинства государств, включая и сферу образования. В связи со сложившейся обстановкой в стране и в мире, все образовательные организации перешли на дистанционные формы обучения. Таким образом, у большинства школьников третий семестр начался в феврале с традиционного карантина в связи с сезонной эпидемией гриппа, а затем практически сразу учеба перешла в дистанционный формат из-за пандемии. Позже Минпросвещения РФ отменило всероссийские проверочные работы для всех школьников и ОГЭ для девятиклассников.


Что касается учебного процесса студентов, то студентам-заочникам повезло, они успели освоить новую учебную программу и закрыть сессию. Студентам-очникам повезло намного меньше: в обычном традиционном формате они успели прослушать только лекции, большинство практических занятий перешло в дистанционный формат.Также недавно многие ВУЗы РФ отменили государственные экзамены, а защиты дипломов выпускников перевели в онлайн формат.


Эпидемиологическая ситуация повлияла и на культурную, и спортивную жизнь студентов. Март месяц – разгар студенческой весны, к которой студенты готовятся два месяца и очень сильно ждут своего выступления. Но в связи с пандемией и запретом на массовые мероприятия, далеко не всем студентам представилась возможность выступить. Много спортивных мероприятий также пришлось частично отменить или перенести, в том числе это и ежегодные эстафеты, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, которые проходят во множествах городах нашей страны. Таким образом, угроза распространения коронавируса достаточно серьезно повлияла на систему образования РФ. Всем участникам образовательного процесса пришлось столкнуться с новыми реалиями. Нужно было быстро и безошибочно находить решения возникших проблем, чтобы минимизировать большинство сложностейпроцесса переходана онлайн обучение, тем самымделая данный переход наиболееэффективным. Ведь до сих пор никто не может ответить на вопрос: как долго мы будем учиться и обучать в таком формате.


Безусловно, в процессе перехода на онлайн обучение многие школьники, студенты, учителя и преподаватели столкнулись с определенными сложностями, поскольку оказалось, что не все образовательные организации были готовы к переходу на дистанционное обучение. И в первую очередь сложность при переходе в онлайн обучение связана с отсутствием живого общения. Учителям и преподавателям в дистанционном режиме трудно понимать реакцию аудитории, регулировать процесс занятия в зависимости от усвоения знаний обучающимися. Общение в видео формате требует гораздо больше эмоциональных ресурсов и внимания, чем беседа в реальной жизни. Но сложнее всего в этой ситуации пришлось педагогам из коррекционных школ. Многие их ученики имеют проблемы со зрением или со слухом, обладают низким уровнем интеллекта или имеют инвалидность. Учителя были очень обеспокоены и растеряны, ведь в реальном обучении особенным ученикам практически на пальцах приходится объяснять новый материал.


На восприятие информации влияют и технические проблемы с интернетом: чтобы понять собеседника, нам приходится прикладывать гораздо больше усилий - вслушиваться, всматриваться, тратить больше времени на интерпретацию из-за искаженного голоса и интонации, из-за сторонних шумов и плохих микрофонов – а значит, обучающиеся быстрее устают и меньше запоминают.


Большой семейной проблемой также оказался и дефицит оргтехники в доме при одновременной дистанционной деятельности членов семьи.


Особенно неподготовленными и неприспособленными к дистанционному обучению оказались ученики начальной школы. Для них наиболее чувствительным в силу возрастных и психоэмоциональных особенностей самой большой трудностью оказалось лишение живого общения с учителем. Замена традиционной формы обучения на видео формат снижает ответственность и самоорганизацию учеников. Лишённые педагогического и родительского контроля, многие ученики не находят в себе силы участвовать в учебном процессе и добросовестно усваивать учебную программу. Этот фактор снижения эффективности дистанционного обучения в полной мере относится и к ученикам средней и старшей школы. Хочется отметить, что большинство безответственных учеников со слабой самоорганизацией при переходе на удаленное обучение и вовсе перестали что-либо делать, надеясь, причем не без оснований, что на второй год их оставлять не будут. Ведь для таких учеников отсутствие традиционных уроков приравнивается к каникулам. Выпускникам школ сейчас особенно тяжело, поскольку на данный момент нет определенных сроков и формата проведения ЕГЭ. С каждым перенесением сроков ЕГЭ пик их работоспособности, концентрированности и мотивации ослабевает. Кроме этого большинство выпускников ждет еще одно испытание – дистанционное поступление в ВУЗ. И это все на фоне того, что их школьная жизнь была так резко прервана, они уже не смогут посетить свои школы в качестве школьников, и, скорее всего, не смогут провести свои последние звонки и выпускные, которые бывают один раз в жизни.


Самая большая проблема, с которой столкнулись студенты - это регулярное провождение времени за компьютером: посещение онлайн пар, выполнение домашнего задания, дистанционная работа. Это отрицательно сказывается на здоровье и самочувствие студентов, на их психологическом состоянии. Отсутствие консультаций при помощи живого общения затрудняет восприятие учебной программы.Также, многие студенты уехали домой, и их разница во времени, связанная с различием в поясном времени, с городом, в котором находится их учебное заведение, тоже играет свою большую роль. Когда заканчиваются пары, особенно эта проблема возникает у магистров, у многих уже поздний вечер, а то и ночь, и тяжело усваивать материал в данное время, когда позади целый день работы за компьютером.


Кроме этого к занятиям подключаются мнимые обучающиеся и срывают своим поведением образовательный процесс. Многие школы перешли на платформы Яндекс-учебник, Учи.ру, Skyeng, Российская электронная школа, а также следующие мессенджеры: zoom, skype, viber, whatsup и другие. Для многих учителей, школьников и их родителей это стало тяжелым испытанием, поскольку пришлось самостоятельно осваивать новые технологии уже в процессе перехода на дистанционное обучение.


Особо остро проблема организации учителем эффективного контроля выполнения учеником задания представляется в младших классах из-за несамостоятельности учеников в силу возраста. Для качественного образовательного процесса в формате онлайн им обязательно должны способствовать родители: подключать их к онлайн уроку, помогать в освоении учебной программы, отправлять за них домашнее задание учителю. Данный процесс затрудняет график работы самих родителей, а также наличие в семье нескольких детей. У многих в семье родители работали удаленно, а также есть братья и сестры, у которых также дистанционное обучение и большой объем нагрузки. Интернет и техника часто не справляются с такой нагрузкой.


Также хочется добавить, что и школам и ВУЗам тяжело отследить степень организации образовательного процесса, поскольку невозможно проконтролировать объём и график преподавания учебной программы каждым учителем или преподавателем. И это крайне неправильно. Поэтому в большинстве случаев учебный процесс отдан на откуп добросовестности и сознательности всех участников образовательного процесса.


Таким образом, основными сдерживающими факторами перехода к дистанционному обучению стали:


- процесс адаптации учебной программы и ее содержания к дистанционному обучению,

- изучение и применение новых технологий, сервисов, мессенджеров и платформ,

- налаживание обратной связи педагогов с обучающимися и их родителями,

- проблема организацииучителемэффективного контроля выполнения учеником задания,

- сложностьидентифицировать личность студента преподавателем ВУЗа.


В свою очередь, главным поддерживающим фактором перехода на дистанционное обучение, на мой взгляд, стал уже имеющийся у образовательных учреждений опыт организации дистанционного обучения. И легче всего в этом плане пришлось ВУЗам, особенно тем, которые уже использовали такую форму обучения для студентов-заочников или частично для студентов-очников. У таких ВУЗов на сайте существует специальная платформа, где выложены лекционные материалы по учебным курсам, методические рекомендации для выполнения лабораторных, практических и самостоятельных работ, различные тесты и задания. Но стоит отметить, что, не смотря на все сложности, посещаемость дистанционных пар заметно лучше обычных.


Для учеников старших и средних классов в числе поддерживающих факторов можно назвать мотивацию, добросовестность детей способных воспринять образовательный процесс при хорошей организации обратной связи с педагогом, который всегда готов помочь и ответить на любые вопросы учеников.


Соответственно оценить эффективность перехода на дистанционное обучение сейчас очень сложно. И, несомненно, в каких-то областях и учреждениях этот переход был наиболее эффективным и наоборот. Дать оценку эффективности, на мой взгляд, можно будет только спустя время, придумав для оценки знаний единый объективный способ. Ведь, например, многие школы столкнулись сейчас с ситуацией, что все в классе неожиданно стали отличниками. Поэтому, вероятнее всего, определить уровень полученных знаний будет возможно, по возвращению к традиционному обучению.


К сожалению, лишь с наступлением эпидемии коронавируса началась ускоренная работа над созданием цифровой среды и проработки системы онлайн-обучения, которая должна будет поспособствовать появлению одной онлайн-платформы. Для более легкого перехода к дистанционному обучению каждому региону следовало создать единую образовательную платформу. А перед переходом на дистанционное обучение каждой организацииследовало определиться с едиными платформами для обучения, а также определиться с помощью каких мессенджеров будет проходить общение между участниками образовательного процесса. Для минимизации перегрузки интернета не менее важно согласовать графики обучения и виды мессенджеров между образовательными организациями. На данный момент ученики должны овладеть навыками работы в каждом приложении, поскольку сейчас чаще всего можно встретить ситуацию, особенно актуальную для средней и старшей школы – один предмет проходит в skype, другой в zoom. Кроме этого перед переходом к дистанционному обучению каждой образовательной организацией, нужно было очень хорошо поработать над мотивацией и самоорганизацией обучаемых, способностью их учиться именно дистанционно, провести психологическую подготовку, подчеркнуть, что дистанционное обучение – это не каникулы. Сейчас видно острую необходимость в координаторах образовательной онлайн платформы, поэтому каждой образовательной организации следовало иметь в своем штате такого сотрудника, а регионам в свою очередь следовало помочь учреждениям с этим вопросом. Также на уровне региона следовало заранее позаботиться об обеспечении каждого школьника и студента ноутбуками и качественным интернетом.


Но, к сожалению, мы до сих пор живем в мире, в котором перспективы выхода из карантинной ситуацией призрачны, и уже сейчас необходимо предпринять долгосрочные меры с целью повышения эффективности дистанционного обучения. К таким мерам, на мой взгляд, можно отнести создание единой онлайн платформы для качественного обучения, для этого необходимо создать все условия:


1) Организация работы единой онлайн платформы:

а) Наличие координаторов онлайн платформ;

б) Идентификация личности обучающегося;

в) Создание классов, групп, в которых добавление или исключение пользователей будет доступно только координатору онлайн платформы или самим преподавателям;

г) Согласование графиков обучения и видов мессенджеров между образовательными организациями для минимизации перегрузки интернета;

д) Сокращение временного обучения занятий или обязательные перерывы во время с целью сохранения здоровья обучающихся и преподавателей.


2) Адаптированная учебная программа:

а) Модульность обучения, принцип цепи (обязательное усвоение каждого последующего занятия и невозможность перехода к следующему без выполнения предыдущего). Это необходимо для поэтапного усвоения учебного материала и минимизации пробелов в знаниях;

б) Система контроля над прохождением обучения. Например, мониторить объём материала, который был просмотрен обучаемым путём сдачи обязательного промежуточного контроля, либо фиксацией переходов по текстам лекционного материала, либо путём направления обучающих материалов отдельными частями и т. п.;

в) Разнообразиеметодов (наглядные, словесные, практические), технологий (проектное, проблемное, кейс-технологии и т.д.) и форм (индивидуальные, парные, групповые) занятий с целью повышения интереса к предметам или дисциплинам у обучающихся;

г) Единая система оценки, ее объективность. Например, исключить возможность использования интернета и других источников информации при прохождении теста и контрольных работ, предусмотреть защиту от подобных действий (ограничение времени прохождения теста, а при повторной сдаче теста варианты вопросов должны полностью меняться и т. п.). Включение устных опросов. Для большей эффективности практические задания должны быть индивидуальными. Это позволяет сформулировать контрольные вопросы для каждого из обучающихся и проверить их действительные знания.Но необходимо продумать организацию данной работы с наименьшей нагрузкой учителей и преподавателей. Также необходимо создать единый план работ с возможными баллами или оценками с их обязательными критериями;

Д) Контроль за объемом домашнего задания. Это необходимо для сохранения здоровья как студентов и школьников, так и преподавателей и учителей. Поскольку из-за большого количества домашнего задания все участники образовательного процесса вынуждены много времени проводить за компьютером.


3) Учебно-методическая помощь:

а) Видео лекции;

б) Методические рекомендации;

в) Банк тренировочных заданий;

г) Онлайн лабораторные;

д) Инструкции в печатном и видео формате по работе на онлайн-платформе.


4) Новейшее техническое оборудование с высокой скоростью интернета (для всех участников образовательно процесса).


5) Способствование наиболее легкому восприятию и запоминанию новой учебной информации:

а) Использовать стратегии обучения, которые обеспечивают максимальное восприятие и понимание информации: важная информация должна быть размещена в центре поля экрана и информация высокого уровня должна быть выделена любым способом по сравнению с остальными материалом, чтобы привлечь внимание;

б) Использовать стратегии познавательной деятельности, которые помогают студентам формировать связи в долгосрочной памяти между новой и существующей информациями для быстрого поиска и извлечения нужной информации, используя ключевые слова, тесты направленные на помощь в припоминании уже изученного материала, самоконтроль;

в) Разбивать учебную информацию на смысловые части, чтобы слушатель мог избежать перегрузки при обработке материала. На поле экрана должно быть такое количество пунктов, которое соответствует условиям эффективной обработки информации в памяти человека.


6) Создание благоприятного психологического климата:

а) В рамках дистанционного обучения должно быть реализовано интерактивное общение между преподавателями и студентами, учителями и школьниками в форме интернет-консультаций, вебинаров, индивидуальных видео и аудио звонков. Это гарантирует получение ответов на возникшие вопросы в ходе обучения и способствует дополнительному усвоению пройденного материала, тем самым снижая стресс и повышая работоспособность обучающихся;

б) Повышение внутренней мотивации учебной деятельности в формате включения в учебный процесс интересных заданий, групповой формы работы, различных платформ, занимательных игр, а также интересными формами внеучебной и внеаудиторной работы;

в) Проведение обучения для работы в онлайн формате для всех участников образовательного процесса. Это необходимо для снижения организационных проблем в учебном процессе.

Подводя итог, хочется отметить, что дистанционный формат помогает сейчас продолжать обучение и своевременно проходить новый материал, и это прекрасно. Но никакая, даже самая новейшая технология, не заменит живого общения.


 
Яндекс.Метрика