Образовательный краудсорсинг в сетевой межкультурной коммуникации |
Автор: Майшук М.В. |
27.05.2020 15:09 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
КРАУДСОРСИНГ Майшук М.В., студентка
5 курса БрГУ имени А. С. Пушкина, г. Брест Краудсорсинг (crowdsourcing) – организация работы сообщества над какой-либо задачей ради достижения общих благ; практика получения необходимых услуг, идей или контента путем просьб о содействии, обращенных к группам людей. Краудсорсинг интегрирует в себе «совместное создание благ» (сo-creation) и «генерируемый пользователями контент» (user-generated content), которые являются базовыми для экономики информационного общества и перехода от society к community [1]. Краудсорсинговые технологии успешно применяются в самых разных областях, в том числе и в сфере науки и образования [2]. Примерами успешных и эффективных научно-образовательных языковых мультикультурных краудсорсинговых проектов являются: Wikipedia, Wiktionary, DuoLingvo, LingvoLive, Flibusna, Brifli, Quizlet и многие другие. Эффективно использует краудсорсинговые технологии проект Open Corpora (http://opencorpora.org), посвященный созданию аннотированного лингвистического корпуса текстов, для сервисов автоматической обработки естественных языков. Разметка Open Corpora (морфологическая, синтаксическая, семантическая) осуществляется на основе технологии краудсорсинга самими пользователями. Необходимость краудсорсинга в данном проекте, как и во всех прочих, объясняется тем, что он, в силу необходимости выполнения очень большого объема работ в кратчайшие сроки, не может быть эффективно реализован силами отдельного коллектива, даже с существенными затратами средств, времени и труда. Краудсорсинговые технологии позволяют использовать для решения проблем, которые возникают в межкультурных сетевых коммуникациях особенности самих этих коммуникаций, гармонизируя и укрепляя их в производительной и продуктивной деятельности сетевых сообществ. Сетевой краудсорсиг может быть использован и в образовательных целях в контексте языковой и лингвистической подготовки учащихся и, как показывает опыт такого использования, обладает значительным и разноплановым лингводидактическим потенциалом. А именно: · реализует практическое взаимодействие
учащихся с современными и эффективными инструментами лингвистического
исследования; · предполагает повторение и закрепление лингвистических
знаний и языковых навыков при непосредственной работе с текстами; · осуществляется на основе современных
информационных и коммуникационных технологий, осваиваемых учащимися в
конкретной практической деятельности. В частности, в результате практического
знакомства и использования программного обеспечения организации коллективной
удаленной работы; · открывает перед учащимися существенное
различие между машинным и человеческим подходами к решению трудно формализуемых
и алгоритмизируемых задач в области мультиязычной коммуникации; · предполагает на выходе получение не
просто учебного, но законченного общественно-востребованного продукта, что
открывает возможности социально значимой продуктивной деятельности в самом
процессе образования и в наибольшей степени соответствует активизации способностей
учащихся к социальной самореализации; · обеспечивает новую внешнюю систему
оценки учебных достижений на основе внешнего независимого образовательного
контроля со стороны сообщества и разработчиков проекта, что, в свою очередь,
облегчает как признание результатов полученного образования, так и
ответственность обучаемого; · открывает для учащихся путь к
социализации в высокотехнологичном сетевом сообществе, что призвано стать
решающим фактором его «социальной включенности» (social inclusion); · формирует социальную ответственность за
общекомандные и групповые результаты своей индивидуальной деятельности. Так, в
проекте OpenCorpora,
осуществляется посредством вхождения в команду «БрГУ имени А.С. Пушкина»; · реализует определенный воспитательный потенциал, в полной мере соответствующий современной социокультурной ситуации, утверждающий на личном примере самоценность образования и дающий надежду на преодоление тенденции консьюмеризации образования. Как показывает опыт практического использования сетевого краудсорсинга, эта технология может стать технологической основой средового подхода [3] к управлению процессом развития и формирования личности: деятельностного, коммуникативного, системного, личностного. Литература 1. Кастельс, М. Галактика Интернет:
Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Екатеринбург :
Гуманитарный ун-т, 2004. – 328 с. 2. Концевой М. П. Образовательный
краудсорсинг в сетевом социуме // Личность в социуме: образование, развитие,
социализация : сборник материалов Международного вебинара, 8 апреля 2019 года,
Брест. – Брест: БрГУ, 2019. – С. 11-25. 3. Дубовицкая С.В., Беккер И.Л. Воспитывающая
среда как фактор становления и развития личности // Известия ПГПУ им. В.Г.
Белинского. – 2011. – № 24. – С. 631–638. |
Обновлено 27.05.2020 15:25 |