Главное меню

Образовательный краудсорсинг в сетевой межкультурной коммуникации PDF Печать E-mail
Автор: Майшук М.В.   
27.05.2020 15:09


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРАУДСОРСИНГ
В СЕТЕВОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Майшук М.В., студентка 5 курса

БрГУ имени А. С. Пушкина, г. Брест

 

Краудсорсинг (crowdsourcing) – организация работы сообщества над какой-либо задачей ради достижения общих благ; практика получения необходимых услуг, идей или контента путем просьб о содействии, обращенных к группам людей. Краудсорсинг интегрирует в себе «совместное создание благ» (сo-creation) и «генерируемый пользователями контент» (user-generated content), которые являются базовыми для экономики информационного общества и перехода от society к community [1]. Краудсорсинговые технологии успешно применяются в самых разных областях, в том числе и в сфере науки и образования [2].


Примерами успешных и эффективных научно-образовательных языковых мультикультурных краудсорсинговых проектов являются: Wikipedia, Wiktionary, DuoLingvo, LingvoLive, Flibusna, Brifli, Quizlet и многие другие. Эффективно использует краудсорсинговые технологии проект Open Corpora (http://opencorpora.org), посвященный созданию аннотированного лингвистического корпуса текстов, для сервисов автоматической обработки естественных языков. Разметка Open Corpora (морфологическая, синтаксическая, семантическая) осуществляется на основе технологии краудсорсинга самими пользователями. Необходимость краудсорсинга в данном проекте, как и во всех прочих, объясняется тем, что он, в силу необходимости выполнения очень большого объема работ в кратчайшие сроки, не может быть эффективно реализован силами отдельного коллектива, даже с существенными затратами средств, времени и труда. Краудсорсинговые технологии позволяют использовать для решения проблем, которые возникают в межкультурных сетевых коммуникациях особенности самих этих коммуникаций, гармонизируя и укрепляя их в производительной и продуктивной деятельности сетевых сообществ. Сетевой краудсорсиг может быть использован и в образовательных целях в контексте языковой и лингвистической подготовки учащихся и, как показывает опыт такого использования, обладает значительным и разноплановым лингводидактическим потенциалом. А именно:


·  реализует практическое взаимодействие учащихся с современными и эффективными инструментами лингвистического исследования;

·  предполагает повторение и закрепление лингвистических знаний и языковых навыков при непосредственной работе с текстами;

·  осуществляется на основе современных информационных и коммуникационных технологий, осваиваемых учащимися в конкретной практической деятельности. В частности, в результате практического знакомства и использования программного обеспечения организации коллективной удаленной работы;

·  открывает перед учащимися существенное различие между машинным и человеческим подходами к решению трудно формализуемых и алгоритмизируемых задач в области мультиязычной коммуникации;

·  предполагает на выходе получение не просто учебного, но законченного общественно-востребованного продукта, что открывает возможности социально значимой продуктивной деятельности в самом процессе образования и в наибольшей степени соответствует активизации способностей учащихся к социальной самореализации;

·  обеспечивает новую внешнюю систему оценки учебных достижений на основе внешнего независимого образовательного контроля со стороны сообщества и разработчиков проекта, что, в свою очередь, облегчает как признание результатов полученного образования, так и ответственность обучаемого;

·  открывает для учащихся путь к социализации в высокотехнологичном сетевом сообществе, что призвано стать решающим фактором его «социальной включенности» (social inclusion);

·  формирует социальную ответственность за общекомандные и групповые результаты своей индивидуальной деятельности. Так, в проекте OpenCorpora, осуществляется посредством вхождения в команду «БрГУ имени А.С. Пушкина»;

·  реализует определенный воспитательный потенциал, в полной мере соответствующий современной социокультурной ситуации, утверждающий на личном примере самоценность образования и дающий надежду на преодоление тенденции консьюмеризации образования.


Как показывает опыт практического использования сетевого краудсорсинга, эта технология может стать технологической основой средового подхода [3] к управлению процессом развития и формирования личности: деятельностного, коммуникативного, системного, личностного.


Литература

 

1.  Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2004. – 328 с.

2.  Концевой М. П. Образовательный краудсорсинг в сетевом социуме // Личность в социуме: образование, развитие, социализация : сборник материалов Международного вебинара, 8 апреля 2019 года, Брест. – Брест: БрГУ, 2019. – С. 11-25.

3.  Дубовицкая С.В., Беккер И.Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 631–638.



Обновлено 27.05.2020 15:25
 
Яндекс.Метрика