Главное меню

Создание Summary с помощью вики-инструментария в контексте образовательных практик чтения PDF Печать E-mail
Автор: Горбацкая О.С.   
27.05.2020 15:04

СОЗДАНИЕ SUMMARY С ПОМОЩЬЮ ВИКИ-ИНСТРУМЕНТАРИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ЧТЕНИЯ

 

Горбацкая О.С., студентка 1 курса

г. Брест, БрГУ им. А.С. Пушкина

 

Чтение, как важнейший феномен культуры, переживает кризис, вызванный процессами информатизации. Поверхностное и ознакомительное чтение претендуют на тотальное доминирование. Утрачиваются навыки чтения вслух, медленного чтения, поэтического чтения, углубленного чтения.


Вместе с тем, известно, что любой кризис – это время испытания, характеризующееся не только повышенными рисками, но и новыми возможностями, открывающимися на основе тех же причин (в данном случае информационных технологий), что и порождают риски. Информатизация, безусловно, порождает новые проблемы, но в то же время и создает новый инструментарий, на основании которого эти проблемы могут быть решены [1].


Можно предположить, что кризисные явления в чтении обусловлены не столько информатизацией как таковой, сколько тем, что создаваемый ею технологический и коммуникационный инструментарий остается не освоенным социумом как на уровне его образовательных систем, так и на личностном уровне. К такому инструментарию можно отнести вики-технологии, которые могут быть эффективно применены в работе с новыми форматами чтения, например Summary.  – сокращение отрывка или записи (текста) без изменения его смысла, но с использованием других слов и предложений. Этот формат идеально подходит людям, у которых список книг для прочтения превышает их читательские возможности. Summary помогает прочитать книгу за минимальное количество времени. Существенно важно, что создание Summary является новой практикой умного «медленного чтения».


Популярным сетевым вики-ресурсом создания и предложения summary является Брифли (https://briefly.ru/). Вики-технология – это интернет-технология, позволяющая одному человеку или группе людей работать над созданием единого документа и предполагающая концепцию свободного наполнения, дополнения и изменения содержимого документа.


Разработчиком вики-сервиса Брифли (от англ. briefly – «кратко») является Алексей Скрипник, который в 2003 году создал интернет-проект для популяризации кратких пересказов книг. Спустя некоторое время вики-сервис Брифли превратился в постоянно пополняющуюся библиотеку рукописей и книг. Помимо пересказа книг, можно узнать, сколько займет чтение краткого содержания книги и оригинального текста. Имеются и ссылки на полнотекстовые электронные версии книг, размещенных в сети, преимущественно на онлайновой бесплатной библиотеке «Флибуста».


Благодаря вики-технологиям Брифли обладает рядом полезных дидактических свойств. Одним из свойств является возможность доступа к истории создания документа. При необходимости каждый участник может проследить, кто и когда внес изменения в документ. Это может использоваться для того, чтобы участники вики-проекта могли проанализировать языковые и речевые изменения текста.


Посредством сети Интернет автором вики-страниц может стать любой желающий. Пользователи демонстрируют свою способность грамотно пересказывать текст. Каждый зарегистрированный пользователь сервиса вики может не только участвовать в создании краткого пересказа, но и дополнять, корректировать страницы других участников, а также удалять контент, если он не соответствует требованиям вики-сервиса. Таким образом, большое количество людей, находящихся на неограниченном расстоянии друг от друга, могут принять участие в создании вики-страницы. В результате многократного шлифования создается достаточно корректный, структурированный и информационно наполненный материал.


На Брифли можно узнать, кто является автором краткого содержания, узнать об интересах и достижениях автора. В связи с тем, что вики-технология создает дидактические условия для создания пользователями единого документа, данная интернет-технология может использоваться для развития письменной и устной речи учащихся и студентов.


Для участия в создании вики-страницы с кратким пересказом авторского текста важно выбрать книгу. Выбор моей книги остановился на военной повести Владимира Леонидовича Кашина «С нами были девушки» в переводе на русский язык Ивана Фотиевича Стаднюка [2]. Язык оригинала произведения – украинский («З нами були дівчата»).


Для работы над кратким пересказом, чтобы понять систему взглядов о мире и месте человека в нем, было осуществлено ознакомkение с биографией автора. При первом прочтении книги, для понятия общей идеи произведения, использовалось сканирующее чтение. При повторном чтении выделялась значимая информация, обращалось внимание на самые важные события, составляющие основу произведения. После этого приступила к сжатому изложению материала в логической последовательности, используя простые предложения, избегая сложных конструкций, прямой речи, диалогов и деталей. Для создания образа героя, раскрытия его характера и мотивов поведения использовала цитаты из произведения. Также был составлен микропересказ для привлечения читателей к книге «С нами были девушки» и побуждению к её прочтению.

При планировании вики-страницы был составлен развёрнутый план, включающий композицию текста. Для написания страницы на Брифли было использовано семь шаблонов:

·                   Шаблон:/Цитата,

·                   Шаблон:Конец текста,

·                   Шаблон:Конец цитаты,

·                   Шаблон:Начало текста,

·                   Шаблон:Начало цитаты,

·                   Шаблон:Пересказ,

·                   Шаблон:Цитата.


В редактировании составленной страницы приняли участие Алексей Скрипник, основатель Брифли, и Юлия Песковая, редактор Брифли. Они внесли изменения и дополнения в текст. Это было указание года написания книги (1964) и изменение структуры текста.


При создании вики-страницы на Брифли участник обращает внимание на языковую (грамматическую, лексическую, стилистическую) корректность, на содержание и структуру пересказа. Интернет-ресурс развивает умения описывать события, сообщать и обобщать информацию, фиксировать необходимую информацию из прочитанного, давать характеристику литературным персонажам и делать выводы.


Вместе с развитием навыков письменной деятельности появляются такие речевые умения, как участие в беседе, изложение фактов и нахождение, запрашивание информации [3].


Воспользоваться вики-ресурсом Брифли может любой пользователь. С его помощью можно получить общее представление о книге, освежить в памяти ранее прочитанное произведение. Ресурс мотивирует читателя прочесть книгу в полной версии, помогает определиться с ее выбором. Брифли популяризирует книги как широко известных писателей, так и нет [4]. Участник сайта выражает собственное суждение, оценивает факты и события, пишет краткие содержания книг, таким образом развивает письменные и речевые способности. Вики-ресурс может использоваться школьниками для написания сочинений. На Брифли с легкостью можно найти краткое изложение редких и дорогостоящих книг.


Еще до развития Интернет в книгах размещался синопсис, в котором автор рассказывал основной замысел произведения в нескольких предложениях. В настоящее время Брифли как вики-сервис используется для изложения краткого пересказа книг и фильмов пользователями.  Он позволяет обогатить и разнообразить языковую практику учащихся и студентов, помогает более эффективно использовать ими сеть Интернет для своего образования и самообразования на протяжении всей жизни.

 

Литература

 

1.                Концевой М. П,. Концевая Г. М.   Медленные медиа для Homo legens / Сборник научных трудов. - Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 302–310.

2.                Кашин В. Л.  С нами были девушки [Электронный ресурс] / URL: http://flibusta.is/b/271141 (дата обращения: 22.03.2020).

3.                Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учеб.-метод. пособие/ П. В. Сысоев. - Москва: Книжный дом: ЛИБРОКОМ, 2015. – 264 с.

4.                Основатель «Брифли»: «У преподавания литературы в школах случился кризис» URL: https://www.cossa.ru/211/65673/. (дата обращения: 22.03.2020).


 
Яндекс.Метрика