Эффективность использования информационных технологий на занятиях по русской литературе в педагогических вузах |
Автор: Арипова М.Г. | ||||||||||||||||||||||||
26.05.2020 21:05 | ||||||||||||||||||||||||
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ Арипова М.Г. Навоийский Государственный педагогический институт,
Навои Республика Узбекистан В статье исследуется роль информационных технологий в
образовании. Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, качество обучения Наука и образование никогда не стоит на месте, и с этим связано различного рода обстоятельства. Человечество всегда стоит перед необходимостью обеспечения более эффективного способа сохранения и передачи знаний. Множество противоречий, порождаемых современной постиндустриальной культурой, позволяет утверждать, что современный этап социальной динамики является переходным и продлится несколько десятилетий. Происходящие изменения в образовании не что иное как модернизация и совершенствование передачи данных. В педагогических вузах Узбекистана, в частности по направлению бакалавриата 5111300 – русский язык и литература, изучается дисциплина «История русской литературы». Предмет ведется с II по VII семестры. На занятиях преподаватель должен не только заинтересовать, но и вовлечь студента в процесс обмена, получения и постижения новой информации. Иногда для того чтобы, сделать занятие интересным, недостаточно владение преподавателя материалом, нужно, чтобы не только преподаватель давал информацию, но и у студента появилось желание осмыслить, получить, принять, осознать данную тему. Для этого нужно разнообразить методику проведения занятий. Вопросно-ответная беседа, безусловно, имеет свои преимущества, так как, преподаватель четко определяет готовность студентов. Но занятия не должны быть одинаковыми, но и интересными, запоминающимися, продуктивными. В этом на помощь преподавателю приходят информационные технологии. XXI век – век информационных технологий. Технологии ИКТ применяются почти во всех сферах деятельности, начиная медициной, кончая космическими разработками. Образование не является исключением. Информационные технологии в образовании – это способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации. Основное средство для этого– ПК (персональный компьютер), дополнительное ПО (программное обеспечение), сети Интернет и специальное оборудование. Говоря о преимуществах и недостатках интерактивных технологий можно отметить следующие преимущества: ü Повышение
качества преподаваемого материала. Включение интерактивных технологий
подразумевает использование различных схем, графики, картинок, презентаций и
т.п. для эффективного усвоения материала в рамках темы. Наглядность лучший
способ для достижения высоких результатов. ü Мотивация к
учебе. Обучение с применением ИТ
поощряет активное участие каждого студента в ходе преподавания, подключает
чувства каждого обучающегося, сформировывает интерес к изучаемой теме. ü Установление
доверительных отношений. Преподаватель выступает в роли координатора. Но у каждого метода и технологии всегда
имеются и недостатки: ü Технический
аспект начинает превалировать над личностной составляющей в образовательном
процессе; ü Большинство
студентов отдают своё явное предпочтение развлекательной, но не образовательной
составляющей информационных технологий; ü Отсутствие
непосредственного контакта, живого взаимодействия ü Дополнительный
доступ к отвлеченной информации, не имеющей отношения к учебному процессу. Использование ИКТ на занятиях по русской литературе, несомненно, имеют свои плюсы. Проектная работа на тему: «Художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», подготовленная в качестве дополнительной информации преподавателем на лекционном занятии, решает сразу несколько задач. Связь литературы с историей, литературоведением, литературным анализом художественного текста и т.д. В первую очередь презентация поможет студентам во время лекционного занятия не только узнать новую информацию, но и увидеть все сказанное преподавателем, также в конце работы можно создать несколько слайдов с вопросами в игровой форме. Студенты, отвечая на вопросы, закрепляют полученные знания. В конце занятия преподавателем может быть предложен метод «Концептуальная таблица», которая относится к графическим организаторам, которая наглядно представляет мыслительные процессы сравнения и сопоставления. В концептуальной таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали – различные характеристики, по которым производится сравнение. Студенты: 1.
Знакомятся
с правилами составления концептуальной таблицы. Определяют то, что нужно
сравнить и выделяют характеристики и особенности по этим сравнениям. 2.
Заполняют
концептуальную таблицу индивидуально или в малых группах: –
по вертикали – расположено то, что подлежит сравнению; –
по горизонтали – различные характеристики, по которым производятся сравнение. 3. Представление итогов работы.
Иногда по
отношению к компьютеру складывается
ошибочное мнение, что он может заменить преподавателя. Безусловно инновационные
и информационные технологии нужны и результативны, но это все гораздо
эффективнее, когда преподаватель
правильно использует новшества. Преподаватель это культ, который всегда должен
быть примером для подражания и восхищения. Компьютерные технологии должны разнообразить
и помогать в разработке занятиий
преподавателя. Поводя итоги, можно
отметить, идя в ногу со временем, и используя инновационные и информационные
технологий, преподаватель совершенствуется и результат долго не заставит себя
ждать. Литература: 1. Аксюхин
А.А., Вицен А.А. , Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и
науке // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. 2. Полат
Е.С., Бухарина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. новые педагогические и
информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие. – М., Академия,
2000. |
||||||||||||||||||||||||
Обновлено 26.05.2020 21:08 |