ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Хамидуллина Л.К., канд. пед.
наук, доцент
Глимнурова Э.Ф., студентка 3
курса факультета ФиМК
г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский
филиал БашГУ
Современный
человек формируется во многих
пространствах, выступает субъектом многих сообществ. Он не просто общается «в
сетях»: сама его жизнь обретает «сетевой характер». И это нельзя не учитывать,
проектируя образование [4, с.115]. Современное
образование трудно представить без использования гаджетов и Интернета, они являются широко используемыми
среди преподавателей, учителей, студентов и школьников. В связи с этим широкое
распространение получают технологии дистанционного обучения.
Проблеме
изучения, создания и внедрения педагогических технологий как метода
управления педагогическим процессом посвящены научные труды П.Я. Гальперина,
Н.Ф.Талызиной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.В.Кларина и др. К наиболее
известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся
Дж. Кэрролл, Б.Блум, Д.Брунер. С учётом анализа психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, за основу примем следующие определения, представленные в
научных трудах известных российских учёных в области педагогики. Образовательная (педагогическая)
технология - это спроектированная на основе научно разработанной
педагогической теории (концепции) система образовательной деятельности, имеющая
четко сформулированные диагностируемые цели, критерии отбора и структурирования содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания,
которые при их практическом применении дают устойчиво высокую эффективность, то
есть гарантированность качества образовательной (педагогической) деятельности,
в том числе при её воспроизведении и тиражировании[1, с.160]. Педагогическая
технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение
гарантирующих успех педагогических действий [5, с.139]. Согласно ФЗ №273 «Об
образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями
понимается образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников[6, статья 16, ч.1].
Обратимся к истории происхождения данного типа
обучения. Оно появилось в 1840 году благодаря англичанину Исааку Питману,
который начал обучать студентов стенографии с помощью почтовых отправлений. Затем
в Германии в 50-х годах XIX века были опубликованы «обучающие письма» -
самоучитель по освоению языка, автором которых является Густав Лангеншайдт, немецкий педагог-методист и
издатель. Что касается России, то в 1917
годах была разработана модель «консультационного» или заочного обучения. В конце XX века, а именно
в 1969 году был открыт первый университет дистанционного обучения –
Открытый Университет Великобритании [2, с.113]. На сегодняшний день
дистанционное обучение стало доступно по всему миру и приобрело известность.
Для того чтобы данный вид обучения происходил
закономерно и продуктивно, следует учитывать следующие принципы: дистанционное обучение
должно быть личностно-ориентированным; процесс обучения строится в основном на
самостоятельной познавательной деятельности ученика; познавательная
деятельность ученика должна носить активный характер.
Что касается педагогических
технологий дистанционного обучения, то это, прежде всего, педагогические
технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием различных
средств, имеющих доступ в Интернет. Как и в традиционном обучении, у
дистанционного обучения имеются дидактические средства.
К ним можно отнести учебные материалы, методы и приемы обучения, формы
организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность
непосредственного общения с преподавателем.
Однако следует отметить некоторые различия между традиционным и
дистанционным видом обучения. Во-первых, это пространственная отдаленность
обучающего и обучаемого. Неудобства могут возникнуть и в постановке образовательных целей, выборе форм и
темпов обучения, а так же в подборе материалов, предназначенных специально для
дистанционного изучения. Поэтому нужно очень внимательно изучить теорию
обучения на расстоянии и подобрать самый оптимальный вариант для преподавания.
Отметим, что особенностью педагогических технологий является опережающий
характер их развития по отношению к техническим средствам. При работе
дистанционно в учебном процессе появляется третий участник – компьютер. Исходя
из этого, учителю приходится доносить свои мысли в виде образов, то есть главный момент в
педагогических технологиях дистанционного обучения - визуализация мысли и
передаваемой информации, попытка создать
новые способы педагогической коммуникации, корректировка традиционных форм
организации учебной деятельности.
Как было сказано выше, один из главных ролей при
дистанционном процессе обучения играют телекоммуникационные
технологии, другими словами компьютеры, планшеты, ноутбуки и т.д. Они обеспечивают
возможность общения, выполняют функцию передачи и получения информации и
учебного материала. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между обучающим и обучаемым невозможно.
Выбирая способ общения и взаимодействия, нужно учитывать существования двух
типов коммуникационных технологий: on-line и off-line.
Онлайн технологии позволяют работать с информацией в реальном времени,
когда учитель отправляет материал и задания, а обучающиеся получают их
максимально быстро и имеют возможность рефлексировать на полученные данные. Используя
офлайн технологии, обучающий лишь отправляет в определённое время информацию, а ученики выполняют задания в
удобное уже для них время. Однако стоит уточнить, что сроки выполнения заданий
задаются учителем, поэтому затягивать с отправкой ответов ученики не могут.
Данный способ обучения может быть использован, если обучающиеся не имеют возможности
выходить на связь в онлайн режиме.
Дистанционное обучение предполагает не только обучение и выполнение
домашних заданий, но также позволяет ученикам практиковать использование
телекоммуникационных технологий, сети Интернет и способствует расширению
кругозора.
Во время дистанционного обучения ученики могут продолжать свою деятельность
в области науки, участвовать в различных олимпиадах и занимать места, получать
соответствующие грамоты и награды. Учащийся в результате такой деятельности
сталкивается со следующими этапами: распознавание и четкое формулирование проблемы, собирает данные при
наблюдении, работа с литературными источниками, намечает план действий, формулировка
гипотезы с помощью логических рассуждений, проверка данной гипотезы, оформление
результатов деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов. На
сегодняшний день существует много электронных платформ, которые помогают
осуществлять исследовательскую деятельность в рамках любого предмета и во
внеурочной деятельности. На данный момент ученики могут принять участие в
различных олимпиадах на таких сайтах, как olimpiada.ru, mir-olimpiad.ru, raduga-talantov.com
и т.д.
В настоящее время эффективной и популярной
является ГлобалЛАб. ГлобалЛаб — это безопасная онлайн-среда, в которой учителя,
школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских
проектах. Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам
«гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing),
предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее
качественно новое знание. Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам
школьной программы по совершенно разным предметам — гуманитарным,
естественно-научным и инженерным, а могут выходить далеко за их рамки [3]. На данной платформе можно изучать такие школьные
предметы как биология, физика, математика, язык и
литература, а также проходить квесты по внеурочной деятельности. Например,
участвовать в «Поэтической экспедиции», «Лесной газете», «В гостях у сказки» и
т.д. Кроме того есть и другие интересные и познавательные разделы, где ученики
могут как самостоятельно, так и в команде заниматься исследовательской
деятельностью.
Таким образом, развитие информационных технологий на современном этапе дает
возможность обучать и обучаться, не находясь в одном помещении. Внеурочная
деятельность продолжает функционировать, научно-исследовательская деятельность
учеников осуществляется на основе специально созданных сайтов и платформ, которые
адаптированы для работы находясь дома. Дистанционная образовательная технология
создает новые возможности для учеников и учителей, развивает их навыки в проектно-исследовательской
деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Литература
1. Андреев В.И. Концепции, законы и идеология гарантированного качества
образования на основе творческого саморазвития человека (акмеоквалитология
образования)/ В.И.Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 296 с.
2. Ващенко В.Ю. Дистанционная форма
обучения. История. Проблемы. Перспективы развития // Луганск: ВісникСхідноукраїнськогонаціональногоуніверситетуіменіВолодимира
Даля. 2009. 213 с.
3. Что такое ГлобалЛаб. URL: https://globallab.org/ru/help/topic/about_globallab.html#.XsqAWVt-phE / (дата обращения: 18. 05.2020).
4. Орлов А.А. Актуально о взаимодействии педагогической науки и
образовательной практики // Педагогика. 2019. №6. С. 115-119.
5. Педагогика:
учебник и практикум для академического бакалавриата/ под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина.- 2-е изд.,
испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 246 с.
6. Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(последняя редакция).
|