Развитие онлайн-образования: современные тенденции |
Автор: Ефремов А.А. |
26.05.2020 18:51 |
РАЗВИТИЕ
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Ефремов
А.А., канд. экон. наук,
г. Минск, БГЭУ Сегодня онлайн-образование – это приоритетное направление в образовательно-педагогической системе, быстро набирающее обороты. Учитывая сложившуюся ситуацию, когда пандемия COVID-19 коснулась всех сфер общественной жизни, остро стал вопрос о дистанционном (удаленном) обучении. В последние годы специалисты активно обсуждали, как и когда цифровые технологии смогут быть внедрены в систему образования, но пандемия стремительно продиктовала необходимость скорейшего продвижения в этом направлении. Руководство образовательных учреждений оказалось перед сложным выбором: попытаться резко перевести процессы обучения в онлайнили временно прекратить деятельность учреждений. Грамотно выстроенный онлайн-курс должен включать в себя три главных компонента: 1)
контрольно-измерительные элементы; 2)
элементы, которые позволяют осуществлять обратную связь в режимах«online» и «offline»; 3)информационно-обучающие элементы. К первому компоненту относят тесты, которые позволяют осуществлять итоговый и промежуточный мониторинги оценивать уровеньзнаний обучающегося по определенной дисциплине; задания предоставляются преподавателем в форме заблаговременно подготовленного документа, включающего практическую часть, а обучаемый может добавить к нему любой цифровой контент и отправить преподавателю для анализа качества выполнения. Ко второму компоненту относят различные видеоконференции, чаты, которые позволяют вести диалоги в реальном времени; форумы, которые позволяют участникам образовательного процесса поддерживать общение в специальном режиме относительно длительное время. Третий компонент включает документы, имеющие различные форматы (также могут быть использованы мультимедиа-, видео- и аудиофайлы).[1] Еще одной современной тенденцией является использование электронных образовательных ресурсов или MOOC (MassiveOpenEducationCourses). Преимущества онлайн-образования над классическим заключаются в возможности построенияобучающимся собственного графика, в доступе к образовательным ресурсам без личного присутствия в образовательном учреждении. Это позволяет повысить образованность граждан, которые не имеют возможности уехать в другой город для очного обучения или не имеют на это денежных средств. Существуют различные подходы к построению систем онлайн-образования. Например, cMOOC– подход, который нацелен на общение участников и обсуждение материала (по мнению специалистов, является наиболее подходящим для освоения гуманитарных дисциплин). Еще одним подходом является xMOOC, схожий с академической моделью освоения материала и направленный на автоматизацию проверки выполняемых заданий. На основе xMOOC работают большинство современных платформ онлайн-образования. С активным ростом популярности электронного обучения, произошло развитие платформ онлайн-образования. На данный момент на рынке присутствует достаточное количество электронно-образовательных ресурсов таких, как Moodle, M-Lerning, Udacity, Coursera, Stepik, Universarium. Эти платформы уже отошли от первоначальных разработок 2011 года в области электронного образования и предлагают не только видео-лекции и даже не одиночный интерактивный урок, а полноценные онлайн-курсы. Рассмотрим подробнее систему Moodle: платформа позволяет создать большое количество разнообразных элементов, таким образом, онлайн-курс представляет собой не просто набор лекций и заданий, а полноценный продукт, в котором отражен опыт и высокий уровень квалификации преподавателя-составителя. Помимо базовых элементов обучения (лекции, задания и тесты), в платформе Moodle можно также воспользоваться глоссариями, блогами, форумами, практикумами, которые помогают внести креативность и интерактивность в процесс обучения. Стоит отметить хорошо развитую систему коммуникаций Moodle. Также на платформе можно обсуждение по группам, оценивание и комментирование сообщений, прикрепление к ним файлов практически любых форматов. Имеется возможность обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате коммуникация происходит в режиме реального времени. В электронно-образовательном ресурсе Moodle имеется 3 типа форматов курсов, а именно: форум, структура(модули без привязки к календарю),календарь(модули с привязкой к календарю). В учебном курсеобычно содержится произвольное количество ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса. [3] При формировании электронно-образовательных ресурсов необходимо исходить из того, что количество критериев оценки их качества должно быть минимальным, но при этом максимально отражать цель построения рейтингового показателя, в данном случае – показателя качества онлайн-курса. Основные требования к показателям, выбранным для конструирования рейтинговой оценки: 1) объективность; 2) проверяемость; 3) единообразие
данных. [2] Литература 1. Ананьев,
А.Н. Интернет-технологии как средство информационно-коммуникационного
обеспечения современного учебного процесса / А.Н. Ананьев, А.И. Билей. – Львов:
ЛКА, 2018. – С. 7–9. 2. Апальков В.Г.
Использование современных средств обучения и Интернет технологий в обучении
иностранным языкам // Открытое образование, 2013. № 6. – С. 71-75. 3. Рогова Н.Н.
Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной
работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал, 2017. Т. 6. № 4 (21). – С. 390–392. |
Обновлено 26.05.2020 18:52 |