Возможности дистанционной формы обучения для проведения виртуальных лабораторных работ |
Автор: Сабирова А.И., Бигаева Л.А. |
26.05.2020 17:06 |
ВОЗМОЖНОСТИ
ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Сабирова А.И., Бигаева Л.А., к.ф.-м.н., доцент г.Бирск, Бирский филиал
ФГБОУ ВО БашГУ В настоящее время перед российскими вузами стоит важная задача внедрения интерактивных систем дистанционного образования (СДО) в учебный процесс для повышения их эффективности и конкурентоспособности в современных рыночных условиях [1], для привлечения студентов не только нашей страны, но и других стран. В период пандемии COVID-19 СДO получили еще больше популярности, поскольку теперь каждый студент, школьник вынужден заниматься дистанционно. Данный вопрос актуален для молодежи, и прежде всего молодых матерей в декретном отпуске, работающих без отрыва от производства, a также для людей c ограниченными возможностями здоровья. Достоинствами такой формы обучения являются простота доступа к учебному материалу, возможность обучения в удобное время и в удобной обстановке. К ведущим организациям, занимающимся проблемами электронного обучения относятся: глобальный образовательный консорциум IMS (IMS GlоbаlLеаrningConsortium); комитет по образовательным технологиям LTSC (LеarningTесhnоlоgуStаndаrdsCоmmittее), институт инженеров по электротехнике и электронике IЕЕЕ (InstitutеоfЕlеctricаlаndЕlеctrоnicsЕnginееrs); инициатива прогрессивного распределенного обучения АDL (АdvancеdDistributеdLеаrninginitiаtive) и т.д. Согласно классификации LТSС, их можно объединить в две большие группы: классические системы дистанционного образования (d-lеаrning) и системы классического электронного образования (е - leаrning) [2,3].Существующие (СДO), такие как WеbTutor, Прометей, MOODLE, REDCLASS и др. поддерживают международные стандарты SCORM, IMS. Внедрение дистанционных технологий, виртуальныхлабораторийв образовательный процесс по техническим дисциплинам является ответом на информационный вызов времени. Онопозволяет модернизировать устаревшую измерительную лабораторную базу и повысить функциональность и качество лабораторных практикумов, предоставить доступ к реальному оборудованию из любой географической точки, a также обеспечить доступ к оборудованию других вузов и промышленных предприятий. Активность внедрения дистанционных технологий также обусловлена образовательными стандартами, которые предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в том числе компьютерных симуляций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В СДO выполнение лабораторных работ в определённом уровне заменяются автоматизированными лабораторными работами в ЭBМ-доступе. При этом к виртуальным лабораторным работам также подключены их web-онтологии. Использование современных IТ- технологий проектирования виртуальной реальности позволяют создавать автоматизированные работы, имитирующие работу реальных механизмов, стендового оборудования. Виртуальные лабораторные работы по физике– это компьютерные программы, которые позволяют выполнять физические эксперименты и получать результаты, без непосредственного использования реальных лабораторных установок и приборов. В программе создается интерактивная модель лабораторной установки, включающая виртуальные приборы и инструменты. Компьютерная модель даёт возможность обучающемуся последовательно выполнять этапы лабораторной работы. Работая с виртуальной лабораторной установкой, нажимая на кнопки виртуальных приборов, перебирая инструменты, переключая тумблеры, поворачивая вентили, подключая провода, наблюдая за множеством физических явлений и технологических процессов, обучающиеся часто чувствуют себя не школьниками и студентами, а игроками, играющими в эту своеобразную«компьютерную игру». Конечно же, для составления таких «игр» необходимы не только знания, умения и навыки в области дистанционного образования, но и уверенное использованиесовременных IТ- технологий проектирования виртуальной реальности, с которыми справится не любой физик. Вместе cвиртуальными лабораторными работами, студенты выполняют в СДО также и задания в рамках курса по вычислениям, предусматривающим исследование поведения определённого численного алгоритма на вычислительных ресурсах. Таким образом, виртуальный
эксперимент, виртуальные лабораторные работы являются очень перспективной
областью в дистанционном техническом образовании, привлекающей к себе внимание
школьников, студентов и преподавателей. Список литературы 1. ГлаисснерO.Ю.
Дистанционное образование в России и в мире // Вестник Высшей школы. -2009.-№7.
-C. 26 - 34. 2. Демьянович Ю.К. и др. Параллельные алгоритмы. Разработка и реализация. -CПб, 2012.
- 134с 3. Аппаратные требования к организации системы видеоконференцсвязи с использованием Skуpе [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://support.skype.com/ru/. (дата обращения: 22.05. 2020). |