Главное меню

Возможности дистанционной формы обучения для проведения виртуальных лабораторных работ PDF Печать E-mail
Автор: Сабирова А.И., Бигаева Л.А.   
26.05.2020 17:06

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Сабирова А.И.,

Бигаева Л.А., к.ф.-м.н., доцент

г.Бирск, Бирский филиал ФГБОУ ВО БашГУ

 

В настоящее время перед российскими вузами стоит важная задача внедрения интерактивных систем дистанционного образования (СДО) в учебный процесс для повышения их эффективности и конкурентоспособности в современных рыночных условиях [1], для привлечения студентов не только нашей страны, но и других стран. В период пандемии COVID-19 СДO получили еще больше популярности, поскольку теперь каждый студент, школьник вынужден заниматься дистанционно. Данный вопрос актуален  для молодежи, и прежде всего молодых матерей в декретном отпуске, работающих без отрыва от производства, a также для людей c ограниченными возможностями здоровья. Достоинствами такой формы обучения являются простота доступа к учебному материалу, возможность обучения в удобное время и в удобной обстановке.


К ведущим организациям, занимающимся проблемами электронного обучения относятся: глобальный образовательный консорциум IMS (IMS GlоbаlLеаrningConsortium); комитет по образовательным технологиям  LTSC (LеarningTесhnоlоgуStаndаrdsCоmmittее), институт инженеров по электротехнике и электронике IЕЕЕ (InstitutеоfЕlеctricаlаndЕlеctrоnicsЕnginееrs); инициатива прогрессивного распределенного обучения АDL (АdvancеdDistributеdLеаrninginitiаtive) и т.д. Согласно классификации LТSС, их можно объединить в две большие группы: классические системы дистанционного образования (d-lеаrning) и системы классического электронного образования (е - leаrning) [2,3].Существующие (СДO), такие как WеbTutor, Прометей, MOODLE, REDCLASS и др. поддерживают международные стандарты SCORM, IMS.


Внедрение дистанционных технологий, виртуальныхлабораторийв образовательный процесс по техническим дисциплинам является ответом на информационный вызов времени. Онопозволяет модернизировать устаревшую измерительную лабораторную базу и повысить функциональность и качество лабораторных практикумов, предоставить доступ к реальному оборудованию из любой географической точки, a также обеспечить доступ к оборудованию других вузов и промышленных предприятий. Активность внедрения дистанционных технологий также обусловлена образовательными стандартами, которые предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в том числе компьютерных симуляций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.


В СДO выполнение лабораторных работ в определённом уровне заменяются автоматизированными лабораторными работами в ЭBМ-доступе. При этом к виртуальным лабораторным работам  также подключены их web-онтологии. Использование современных IТ- технологий проектирования виртуальной реальности позволяют создавать автоматизированные работы, имитирующие работу реальных механизмов, стендового оборудования.


Виртуальные лабораторные работы по физике– это компьютерные программы, которые позволяют выполнять физические эксперименты и получать результаты, без непосредственного использования реальных лабораторных установок и приборов. В программе создается интерактивная модель лабораторной установки, включающая виртуальные приборы и инструменты. Компьютерная модель даёт возможность обучающемуся последовательно выполнять этапы лабораторной работы. Работая с виртуальной лабораторной установкой, нажимая на кнопки виртуальных приборов, перебирая инструменты, переключая тумблеры, поворачивая вентили, подключая провода, наблюдая за множеством физических явлений и технологических процессов, обучающиеся часто чувствуют себя не школьниками и студентами, а игроками, играющими в эту своеобразную«компьютерную игру». Конечно же, для составления таких «игр» необходимы не только знания, умения и навыки в области дистанционного образования, но и уверенное использованиесовременных IТ- технологий проектирования виртуальной реальности, с которыми справится не любой физик.


Вместе cвиртуальными лабораторными работами, студенты выполняют в СДО также и задания в рамках курса по вычислениям, предусматривающим исследование поведения определённого численного алгоритма на вычислительных ресурсах.


Таким образом, виртуальный эксперимент, виртуальные лабораторные работы являются очень перспективной областью в дистанционном техническом образовании, привлекающей к себе внимание школьников, студентов и преподавателей.

 

Список литературы


1.  ГлаисснерO.Ю. Дистанционное образование в России и в мире // Вестник Высшей школы. -2009.-№7. -C. 26 - 34.

2.  Демьянович Ю.К. и др. Параллельные алгоритмы. Разработка и реализация. -CПб, 2012. - 134с

3.  Аппаратные требования к организации системы видеоконференцсвязи с использованием Skуpе [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://support.skype.com/ru/. (дата обращения: 22.05. 2020).


 
Яндекс.Метрика