АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Жеребцова Н.М., студент
2 курса
г.
Липецк, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»
Современный мир не
прекращает трансформироваться и переходить из одной фазы развития в другую.
Сейчас мы находимся в активно развивающейся стадии информационного общества,
для которой характерна информация, как наиболее ценный ресурс, заключенный в
большинстве своем в электронную форму. Информация, ее получение, обработка и
восприятие напрямую связаны с обучением, которое на данный момент приобретает
дистанционныйхарактер.
В нашей жизни очень
большое распространение получили различные информационные и коммуникационные
технологии. Уже более десятка лет одним из важных приоритетов любой из сфер
жизни человека является поиск нужной информации в Интернет-пространстве, работа
на компьютере, обладание навыком аналитического мышления, который помогает
человеку пропускать через себя большие потоки информации, обрушивающиеся на
него ежедневно, при этом вычленяя наиболее важное.
Информационные
технологии, их активное развитие дали возможность становлению такого понятия, как
«дистанционное обучение».
Дистанционное обучение – это особая форма
обучения, которая представляет собой совокупность технологий, которые помогают
обеспечитьопределённым объемом учебного материала и знаний, интерактивное взаимодействие
преподавателей и обучающихся, с предоставлением им возможности самостоятельно
искать, анализировать и структурировать изучаемый материал.
Дистанционное обучение имеет
свои определенные формы. Их можно условно разделить на две категории: к первой
будут относится веб-занятия, а ко второй – чат-занятия соответственно.
Веб-занятия
представляют собой различные дистанционные уроки, семинары, уроки и иные формы
учебных занятий, которые, как правило, проводятся при помощи специальных
электронных средств и сети интернет. Чат-занятия включают в свое предметное
поле занятия, которые осуществляются при помощи чат-технологий.
Таким образом, каждая
из вышепредставленныхформ направлена на реализацию и передачу знаний педагогами
и благоприятному восприятию этих знаний среди обучаемых.
Как и любое явления,
дистанционное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны.
К достоинствам данной
формы обучения относят: во-первых, гибкость и индивидуальный характер обучения,
который во многом превосходит очную форму получения образования, ведь здесь
подбирается максимально комфортный темп освоения учебного материала; во-вторых,
экономически выгодно, так как затраты становятся минимальными: не нужно платить
за проезд до учебного заведения, а образовательные учреждения, в свою очередь,
не терпят, например, переменных издержек; в-третьих, доступность образования,
проявляющаяся в получении знаний из любой точки мира, где есть доступ к
интернету, что является очень удобным, так как обучение можно совмещать с любой
иной формой деятельности.
Недостатки дистанционного
обучения проявляются в отсутствии очного контакта между преподавателями и
обучающимися; необходимостью определённого ряда индивидуально-психологических
условий у обучающихся, например, самодисциплины, которая есть далеко не у всех;
длительной и трудоемкой разработкой программдистанционного обучения.
Недостатки обычно
формируют проблемы, к которым в дистанционном обучении многие исследователи
данной области относят профессиональную подготовку преподавателей и учителей,
от которых напрямую зависит качество получаемых дистанционных знаний. Основная
проблема в данном случае заключается в отсутствиихорошо проработанной базы
электронных ресурсов, на которые можно опираться при изучении какого-либо
предмета или области науки. Иная проблема, характерная для подобной формы
обучения связана с объектами дистанционного обучения, то есть самими
обучающимися. Проблема заключается в том, что учащийся сталкивается с рядом
препятствий в виде индивидуальных особенностей своей психики, восприятия
информации в электронном виде, а также условий, в которых реализуется само обучение.
К еще одной проблеме относят ограниченность объёма внедрения информационных
технологий в образовательные учреждения, так как данный процесс очень
дорогостоящий[1, с.11], поэтому решение такой проблемы будет зависеть уже от
решения, например, региональных властей выделить средства на закупку
специального оборудования для такого вида учреждений.
Таким образом, на
основе все вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дистанционное
обучение является перспективной формой развития образования на сегодняшний
момент времени, но для того, чтобы она развивалась благополучно следует решать
возникающие по мере ее развития проблемы.
Литература
1.Чигинцева Анастасия
Андреевна Актуальные проблемы дистанционного обучения // Скиф. 2018. №3 (19). С.10-13.
|