Главное меню

Дистанционное обучение – лучшая альтернатива? PDF Печать E-mail
Автор: Симонова А.И.   
26.05.2020 16:18

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЛУЧШАЯ АЛЬТЕРНАТИВА?

 

Симонова А.И., ст. 3 курса факультета гуманитарных и социальных наук

г. Москва, ФГАОУ ВО РУДН

 

Дистанционное обучение – относительно новое явление в мире образования. Как таковое оно представляет собой использование уже знакомого механизма в новом ключе. Но как бы хорош ни был механизм, сам он не запускается – запустить механизм может только человек.


Вопрос о применении дистанционного обучения с каждым годом становится все более актуальным, чему способствует множество факторов. В первую очередь, дистанционное обучение обеспечивает колоссальную экономию времени. Если мы говорим об университетском обучении, то для того, чтобы студент имел возможность прослушать лекционный материал, он должен затратить немалое количество времени на сборы и путь в учебное заведение. У жителей крупных мегаполисов дорога может занимать более двух часов – и это только в один конец. Преподаватель, имея аналогичные трудности, сталкивается с проблемой необходимости повторения одного и того же курса не только ежегодно, но зачастую и ежедневно, рассказывая обучающимся разных факультетоа и направлений тождественный материал. Дистанционное обучение могло бы помочь решить эту проблему: записав лекцию по каждой теме единожды и выложив ее на учебный портал, преподаватель сможет просто делиться ссылкой на запись со студентами, которые, в свою очередь, смогут ознакомиться с ней в любое удобное время.


Противники дистанционного обучения могут возразить, сказав, что в такой ситуации обучающиеся не будут иметь надлежащего контроля и вопрос не просто об освоении, но и о самом факте прослушивания лекции будет оставаться открытым. Спешим ответить, что этому есть решение: учебный портал можно настроить таким образом, чтобы он определял, какое количество времени студент провел на нем и был ли им просмотрен конкретный видеоролик. Для проверки усвоения материала можно добавить контрольные тесты, которые будут включать в себя все необходимые вопросы. Такой способ проведения лекций будет даже более продуктивным, чем живое общение преподавателя с обучающимися, ведь последние зачастую занимаются посторонними делами во время занятий и нередко отвлекаются на общение с одногруппниками, посещая лекции только для так называемой «галочки». Онлайн-обучение ликвидирует подобные ситуации и создает более благоприятную почву для получения знаний.


Бесспорно, находясь в одной аудитории с лектором, студент может задать ему вопрос или уточнить вызывающие непонимание моменты. Но это можно сделать и сети: поднять вопрос во время онлайн-консультаций, написать личное сообщение преподавателю на почту или даже пересмотреть нужный отрывок записи и попытаться разобраться самому.


Дистанционные семинары так же представляют собой отличную альтернативу оффлайн-занятиям. Используя специально предназначенные для видеоконференций платформы, преподаватель может создавать группы со всеми студентами и проводить семинары в то время, которое будет удобно и ему, и обучающимся. Видеосвязь будет гарантировать неиспользование студентом посторонних материалов при ответе, а чат конференции может помочь преподавателю фиксировать присутствующих, а обучающимся выражать свое мнение во время выступлениях их коллег.


Оппонирующим мнением может стать вопрос о некачественном интернет-соединении, которое помешает проведению семинара должным образом. Здесь нужно ответить, что, к сожалению, а, может, и к счастью, в наше время высокоскоростной Интернет является не прихотью, а необходимостью, поэтому его обеспечением должны быть обеспокоены сами студенты и преподаватели, но никак не методологи дистанционного обучения. Бесспорно, возникают разного рода форм-мажоры, как то: проблемы с соединением из-за плохой погоды или неполадки у самого провайдера. Если подобные трудности не принимают регулярный характер, то в этом нет ничего криминального. В противном же случае можно задуматься о недобросовестном подходе студента или даже преподавателя.


Но как же финансовая сторона вопроса? Ведь хороший Интернет требует хороших вложений. Это, действительно, так. Но это будет, пожалуй единственной статьей расходов, которая увеличится при дистанционном обучении. Траты на общественный транспорт будут равняться нулю; необходимость питаться в кафе и столовых также пропадает, а, как известно, прием пищи дома выходит гораздо дешевле, чем посещение мест общественного питания;  более того, дистанционное обучение предполагает более низкую стоимость, чем обучение на очной форме, что обусловлено определенными факторами. Сам университет, перейдя на данную систему, будет экономить колоссальные объемы денежных средств: коммунальные услуги, зарплатный фонд и т.д. Также необходимо отметить, что зачастую студенты, имеющие высокий балл при сдаче Единого государственного экзамена, не поступают в престижные ВУЗы, находящиеся, в большинстве своем, в Москве, так как не могут себе позволить жизнь в столице. Дистанционное обучение стирает грань между слоями населения и позволяет абитуриентам выбирать учебное заведение не по финансовым, а интеллектуальным возможностям. Это, в свою очередь, положительно отразится на обществе, так как достойное образование будут получать все, кто этого, действительно, заслужил.


Отмечать остальные плюсы дистанционного обучения не кажется необходимым. В проведении экзаменов помогают многочисленные системы прокторинга, ликвидируются проблемы «забыл дома задание», а опоздавшие студенты не отвлекают своим появлением аудиторию. Но, разумеется, нельзя не сказать о существенных минусах подобного метода. Бесспорно, это –отсутствие живого общения. Сейчас мы становимся заложниками Всемирной сети, проводя в наших гаджетах по 16 часов в сутки. Мы заменяем привычный разговор перепиской в социальных сетях, проводим встречи с друзьями, «уткнувшись» в телефон. Наша жизнь – там, в Интернете. И если мы в полном объеме переведем обучение в сеть, то последствия могут быть серьезными. Имея бесчисленное множество вариантов, где прослушать лекционный материал, студенты и преподаватели будут предпочитать свою комнату. Пары в ВУЗе заставляют людей покидать дом, знакомиться и общаться с окружающими. Обучение онлайн освободит многих от необходимости это делать. Никто не сможет сейчас сказать с уверенностью, каким будет гарантированный итог, но готовы ли мы рисковать? Ответ у каждого свой.


Тем не менее, мы должны сделать вывод из наших размышлений. Безусловно, дистанционное обучение имеет бесчисленное множество преимуществ перед другими формами получения образования, но на данный момент полный переход «в онлайн» не представляется правильным решением. Лучшим вариантом будет постепенное внедрение дистанционного формата в образование, ведь, несмотря ни на что, заменить живой диалог не сможет ни один механизм. По крайней мере, в ближайшее время.


Обновлено 26.05.2020 17:45
 
Яндекс.Метрика