АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ XXI
ВЕКА В РОССИИ
Попова М.А., магистрант
г. Глазов, ФГБОУ ВО ГГПИ им. В.Г.Короленко
В современном XXI веке одним из требований к
современной жизни, являющимся одним из основных
приоритетов во всех сферах жизни, является умение работать на компьютере. Исключением
не становится и образовательная сфера, наоборот, с каждым годом всё больше и
больше информационных технологий проникает в образовательный процесс. По статистике
в России каждый год увеличивается число желающих обучаться дистанционно. Данную
программу начало активно поддерживать государство. Примером может служить
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", а именно статья 16 «Реализация образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»[1].
Однако, наряду со всеми
нововведениями, связанными с внедрением спектра компьютерных технологий,
возникает и ряд сопутствующих проблем. Первая проблема заключается в
профессиональной подготовке преподавателей и учителей к форме дистанционного
обучения. Успешное дистанционное обучение начинается с уверенности
преподавателей в том, что их способностей хватит для изучения всех технологий и
их успешного применения. В эту категорию можно отнести и организационные
проблемы, связанные со сложностью выбора платформы для занятий с учениками,
увеличение нагрузки как на учителя, так и на ученика. На текущий 2020 год мы
имеем ряд педагогов неготовых к ведению формы дистанционного обучения.[6]
Суть второй проблемы
заключается в готовности обучающихся. В процессе дистанционного обучения ученики
сталкиваются с рядом преград в виде своих индивидуальных особенностей, условий
обучения, умения использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы,
технические проблемы и другое. На сегодняшний день не существует дистанционных
программ, которые учитывали те или иные индивидуальные особенности каждого
учащегося и, скорее всего, создать такие индивидуальные программы невозможно.
Поэтому необходимо разработать дистанционно-образовательную среду, которая
будет направлена на адаптирование всех учащихся.
Следующая проблема
заключается в ограниченном объеме возможности внедрения информационных
технологий в образовательные учреждения. Такое внедрение требует огромных
ресурсов – времени и средств. Большой спектр новых учебных программ,
методических рекомендаций, инструкций, пособий, примеров дистанционных уроков.
Четвёртая проблема.
Отсутствие единого образовательного стандарта по дистанционному обучению в
образовательных организациях.[2, с.58] Отсутствие единого стандарта, хотя бы в
основных моментах обучения, прямо отражается на образовательном процессе.
Пятая проблема. Отсутствие
понимания у педагогов, родителей и учеников «онлайн-обучение» и «дистанционное
обучение». Мы сейчас не имеем онлайн
образования, потому что этот формат предполагает, в частности, взаимодействие
учеников с онлайн заданиями, которые (эти задания) ученики могут выполнять в
удобное для них время, на протяжении необходимого им времени, пока они не
достигнут удовлетворяющего их результата.
В этом формате могут и должны быть дедлайны. Могут и должны быть вопросы
с открытым ответом, должна быть обратная связь от тьютора-учителя. Основное
обучение происходит индивидуально и во взаимодействии с онлайн ресурсами,
которые могут не только вводные давать (видео или адуио), но и предоставлять
незамысловатую обратную связь на действия ученика. Дистанционное образование
же предполагает ряд установочных встреч,
постановку ученических стратегий для автономной работы, деление программы на
осмысленные модули и другое. Суть в том, что дистанционный процесс
обучения должен решить проблемы, описанные ранее.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что в области дистанционной педагогики существует ряд
актуальных проблем, которые необходимо решить для поднятия качества
дистанционного образования. Необходимо создание единого дистанционного
образовательного стандарта: электронных учебников, методических рекомендаций,
учебных пособий, а также различных комплексов и программ.
Необходимо использовать сочетание различных типов электронных
коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет
виртуального общения.Существенный вклад в решение данных
проблем внесут нововведения и инновации в области дистанционной педагогики. Для
этого необходимо проводить новые исследования в области применения
информационных технологий в образовательных организациях, изучать влияния
информационных технологий на педагогику в целом, а также на преподавателей и
учащихся.
Список используемой литературы:
1.Федеральный закон "Об образовании
в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (по-следняя редакция),
статья 16.
2.Глазнева С.Е. Коняева Е.А.
Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения // Актуальные
проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийск. студ.
науч.-практ. конференции 2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016. – С.57-59.
3. Загузина Н. Н., Невзоров Б.П.
Проблемы развития дистанционной педагогики// Вестник Кемеровского
государственного университета 2014, Невский институт управления и дизайна,
Кемерово 2014. – С.64 – 66.
4.Коняева
Е.А., Прокопенко Е.В. Дистанционное образование и его педагогические принципы
// Всероссийская студенческая научно-практическая конференция "Актуальные
проблемы образования: позиция молодых" по материалам Всероссийской
научно-практической конференции 2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016 – С.202 –
204.
5.
Интернет-исследование: Проблемы перехода
на дистанционное обучение в
Российской Федерации глазами учителей. Лаборатория медиакоммуникаций в
образовании НИУ ВШЭ: https://icef.hse.ru/data/2020/04/15/1556221517/Дистанционное%20обучение%20глазами%20учителей.pdf
(дата обращения: 19.05.2020)
|