Главное меню

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ PDF Печать E-mail
Автор: Ручко Л.С   
19.05.2020 15:44


ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Ручко Л.С., канд.псих.наук, доцент
г.Кострома, ОГБОУ ДПО КОИРО

Современное образование, реагируя на вызовы информационной эры, активно включается в мировые процессы цифровизации, трансформации образовательных парадигм и сред для решения задач по формированию успешности личности в развивающемся киберпространстве. Особое внимание уделяется разработке ориентированных на развитие цифровой грамотности личности моделей, фундаментом которых являются цифровые компетенции – «способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий: использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование» [6].


В части описания требований к результатам освоения образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах на первый план в качестве образовательного результата выходит владение способом деятельности. Очевидно, что направленная на получение знаний традиционная модель образования не способна в полной мере способствовать становлению компетентности личности, в том числе и в сфере информационно-коммуникационных технологий. Но что есть компетентность с позиций педагогики и психологии развития?


В работах отечественных авторов мы можем встретить следующие определения компетентности:

– «системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» (А.Г. Бермус) [3];

– «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» (И.А. Зимняя) [4];

– «способность действовать в ситуации неопределенности» (О.Е. Лебедев) [5];

– «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (А.В. Хуторской), тогда как компетенция, по мнению данного автора, – это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [8].


Таким образом, компетентность рассматривается не только как «знание об особенностях деятельности» и «владение способом деятельности», но и как «личностное отношение к деятельности», проявляющееся в понимании и принятии значимости этой деятельности, в наличии интереса, готовности к ее осуществлению. Это означает, что в общеобразовательные программы, направленные на формирование цифровой грамотности, должны быть включены разделы, ориентированные на формирование понимания школьниками значимости развития цифровых навыков и развития цифровых образовательных технологий, на подержание мотивации к их освоению, предусматривающие элементы реальной практики, складывающиеся в дальнейшем в личностный опыт общения и деятельности в цифровой среде.


В отчете Европейского союза «Модель цифровых компетенций для граждан» (2017 год) [1] представлена классификация цифровой компетентности, включающая пять областей: информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем. Эти области включают цифровые компетенции, которые связаны с конкретизированными действиями по поиску информации, ее анализу и управлению ею, по реализации взаимодействия в цифровых средах, по формированию информационного контента и его использованию, по защите персональных данных, по использованию информационно-коммуникационных технологий. В классификаторе российского аналитического центра «НАФИ» (2018 год) к основным областям добавлена медиаграмотность – оценка восприятия людьми деятельности сетевых медиа и продуктов их деятельности.


Относительно каждой предложенной в классификациях компетенции могут быть сформированы задачи предметного, метапредметного и личностного характера. Для формирования личностного отношения к деятельности, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий, можно использовать методы проблемного обучения, в частности проблемные задания. При этом педагог может сформировать целостный комплект проблемных заданий для обучающихся основной школы, а предлагаемые алгоритмы решения (а) педагог предлагает свое решение в проблемном изложении; б) педагог совместно с обучающимися участвует в поиске решения; в) решение осуществляется обучающимися самостоятельно) будут зависеть от возраста детей, которым эти задания предложены.


Приведем примеры проблемных заданий для предложенных областей цифровой компетентности:


1. Информационная грамотность.

Задача «Цифровой диктант». Пройдите цифровой диктант и определите, насколько вы хорошо разбираетесь в интернет-технологиях. Проверьте свои знания. Выясните определения основных терминов, которые Вам не знакомы.

Задача «Подключение к сети». Вы уехали отдыхать в другую страну. Мобильного интернета на Вашем смартфоне нет, но есть Wi-Fi в гостинице. Как правильно подключиться к сети Интернет? Нужен ли Интернет на отдыхе?


2. Коммуникация и сотрудничество.

Задача «Вам письмо». Вы получили сообщение от своего одноклассника на электронную почту «Я заболел. Пришли мне расписание уроков и задания на следующую неделю. Не могу зайти в электронный дневник, можешь дать мне свой логин и пароль?». Как составить ответное письмо?

Задача «Чат». Посчитайте, в каком количестве бесед (в социальных сетях и мессенджерах) Вы состоите. Проранжируйте все беседы по значимости. Можете ли Вы выделить официальные и неофициальные чаты? Чем они отличаются? Какое количество времени в день они у Вас занимают? Определите общие правила общения в чате.


3. Создание цифрового контента.

Задача «Цифровой класс». Вам предстоит создать в социальной сети группу для своего класса. Как будет выглядеть эта группа? Каково ее возможное назначение? Как правильно структурировать, подбирать, распространять информацию? Попробуйте определить правила размещения сообщений.

Задача «Цифровой след». Кто не мечтает оставить свой след в этой жизни? Сегодня у каждого есть возможность оставить цифровой след: создать персональный блог. О чем бы мог быть Ваш блог? Что важнее – качество блога или количество подписчиков?


4. Безопасность.

Задача «Цифровой фотоальбом». Ваш друг разместил серию фотографий из поездки с родителями в социальной сети и написал, что возвращается нескоро. К чему может привести такая ситуация? Как Вы думаете, можно ли публиковать личные фотографии в открытом доступе? Почему? Какие правила можно сформулировать относительно публикации фотографий?

Задача «Чемпион». Вы установили бесплатное приложение – игру на смартфон. Игра весьма увлекательна, переход на каждый уровень дается непросто. Для более простого перехода с уровня на уровень можно внести оплату. Как Вы думаете, стоит ли пользоваться таким преимуществом? Знаете ли Вы, как совершать безопасные платежи через сеть?


5. Решение проблем.

Задача «Голосовой помощник». При решении домашнего задания ученик пользуется подсказками голосового помощника. Как Вы считаете, честно ли использовать возможности современных технологий в ходе обучения? Объясните свой ответ.

Задача «Цифровой профиль». Познакомьтесь с цифровыми компетенциями. Определите свои пробелы и выделите направления своего развития. Какие Вы знаете возможности для саморазвития в цифровой среде?


6. Медиаграмотность.

Задача «Новости каждую минуту». Мир насыщен новостями. Человек может узнавать о событиях с экранов телевизоров, на новостных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах. Так ли важно сегодня быть в курсе всего, что происходит в мире? Все ли новости правдивы? Чему действительно можно верить и как определить достоверность медиаматериалов?

Задача «Zero-дизайн». Информационный мир сегодня насыщен фотографиями, мемами, комиксами, смайлами. А что Вы думаете о zero-дизайне, где главное – понимание текста и получение нужной информации, а не иллюстрации?

Задача «Лимит на Интернет». Родители одного из Ваших друзей уверены, что использование компьютера, телевизора и смартфона должно иметь разумные пределы. Они вели ограничение на доступ в Интернет до 3 часов в день, просят сообщать об используемых платформах, программах, сайтах и приложениях. Правы ли они? Почему? Что бы Вы сделали на месте Вашего друга?


Список литературы


1.           European Union – «DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use», 2017.

2.           Андреев А. Знания или компетенции? [Текст] / А. Андреев // Высшее образование в России. – 2005. – №2. – С. 3–11.

3.  Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm 

4.           Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/Mpgj3 

5.    Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22 

6.           Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки» / Корпоративный университет Сбербанка [Текст] – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. – 122 с.

7.      Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования [Текст] / Л.О. Филатова // Дополнительное образование. – 2005. – №7. – С. 9–11.

8.           Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm 

9.           Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности [Текст]. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013. – 68 с.

 



Обновлено 19.05.2020 15:46
 
Яндекс.Метрика