Роль медиаобразования в развитии высшего образования |
Автор: Андреев С.А.,Дерибо К.Д. |
19.05.2020 14:38 |
РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В
РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Андреев С.Е. Дерибо К.Д. г.
Минск, Белорусский государственный экономический университет Люди, родившиеся в последнем десятилетии XX – начале XXI века, имеют принципиально другой опыт взаимодействия с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ). Их жизнь неразрывно связана с использованием персональных компьютеров и мобильных устройств, которые в свою очередь становятся образовательными площадками. В связи с этим особую актуальность приобретает медиаобразование. Для
педагогов распространение информационно-коммуникационных технологий означает,
что авторитет учителя, который не владеет компьютером, неуклонно будет
снижаться. Ведь сами ученики активно используют средства массовой коммуникации
и для получения необходимой информации, и для формирования и распространения
собственной позиции по различным проблемам развития общества (например, в
социальных сетях). Поэтому возникает запрос на медиаобразование, как процесс подготовки человека к жизни в среде электронных массовых коммуникаций и средства формирования медиаграмотности личности, то есть способности критически оценивать информацию[2]. В
настоящее время не существует единой теории медиаобразования, хотя и существуют
медиаобразовательные теории. Медиаобразование возникло стихийно как разнородный
опыт, основанный на разнообразных философских теориях или же только на
результатах практической деятельности. Необходимо
не только расширение использования ИКТ в учебном процессе, в воспитании, в
организации деятельности педагогов, но и придание медиаобразованию статуса
учебной дисциплины. К сожалению, распространение медиаобразования, как правило,
происходит спонтанно, педагоги стихийно практикуют самые разнообразные его
формы. Игнорируется
и социальная сторона процесса медиаобразования. Одна из самых значимых теорий
медиаобразования получила распространение в Европе и возникла на критической
концепции, идейно восходящей к Франкфуртской школе. Медиаобразование – обучение
искусству понимания социального, политического и экономического контекста
сообщений, идущих по медийным каналам. Акцент делается на том, что необходимо адекватно воспринимать социально-обостренные и новостные материалы. Важно уметь выражать свои мысли языком медиа. Данная теория определяет медиаобразование как процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации [3]. Медиаобразование
не представляет собой радикально новое явление. Так, оно получило широкое
распространение в развитых странах мира: в средних школах Австралии и Канады
медиаобразование является обязательным компонентом обучения. Помимо
этого, медиаобразование достаточно востребовано на постсоветском пространстве.
Например, в России медиапедагогика имеет статус учебной дисциплины в высшей
школе, существуют специальные программы переподготовки педагогов в сфере
медиаобразования. Выделяют следующие педагогические подходы к использованию социальных и цифровых технологий образования: передаточный, диалогический, конструктивный и со-конструктивный подходы[1]. В
современных условиях развитие медиаобразования не является задачей только
системы образования, оно способно помочь в решении более широкого круга
общественных проблем. Например, для предотвращения манипулирования общественным
сознанием со стороны СМИ необходимы определенные навыки и знания.
Медиаобразование способно представить человеку такие знания и сформировать
такие навыки посредством анализа медиатекстов, формирования критического
мышления, выявления манипулятивных воздействий со стороны СМИ или их
владельцев. Вдобавок, для личности обучение посредством медиаобразования служит
средством социализации и получения необходимых компетенций в цифровом обществе. Литература. 1.
Сергеева, М.Г. Медиаобразование в условиях цифровизации
современного общества //Казанский педагогический журнал. 2019. №. 5 (136).
С.19-25. 2.
Федоров, А.В. Медиаобразование:
история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 c. 3.
Шариков, А.В. Так что же такое медиаобразование?// Медиаобразование.
2005. №. 2. С.75-82. |
Обновлено 19.05.2020 14:40 |