Главное меню

Применение специализированных компьютерных программ в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста PDF Печать E-mail
Автор: Бабий Т.В.   
15.05.2020 17:54

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Бабий Т.В., студентка  3 курса, направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование

г. Саранск, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

 

В настоящее время особенно остро стоит проблема увеличения численности детей с рече-языковой патологией. При этом речевые нарушения приобретают все более сложный и выраженный характер и оказывают отрицательное воздействие на формирование многих психических процессов (восприятие, внимание, мышление, память), в том числе и личностную сферу ребенка. Недоразвитие речевой системы проявляется как в нарушении фонетико-фонематической стороны речи, так и в неполноценности лексико-грамматического строя и связной речи. Дети с различными видами речевых нарушений отличаются неусидчивостью, слабостью концентрации внимания, безынициативностью, отсутствием целенаправленности и мотивации к процессу обучения, импульсивностью и хаотичностью совершаемых действий. В связи с этим у данной категории детей возникают значительные трудности в процессе обучения, усвоения программного материала, овладения социально-бытовыми навыками, самостоятельного установления и поддержания конструктивного взаимодействия со сверстниками, педагогами. С целью преодоления и предупреждения перечисленных трудностей в коррекционно-образовательном процессе необходимо использовать инновационные методы обучения. Особую значимость и ценность приобрели информационно-коммуникационные технологии, позволяющие оптимизировать коррекционную работу по преодолению речевых нарушений и обеспечить комплексное развитие детей с рече-языковой патологией.


Благодаря использованию компьютерных технологий на занятиях педагог значительно может сократить время на формирование  языковой способности, речевых средств общения, навыков коммуникации, познавательных процессов.  Каждый ребенок  с речевыми нарушениями в зависимости от характера речевой патологии, структуры дефекта, степени выраженности речевого нарушения, возрастных особенностей имеет особые образовательные потребности, присущие только ему.  Информационно-коммуникационные позволяют индивидуализировать коррекционную работу в зависимости от особенностей ребенка, что приводит к повышению эффективности и результативности коррекционно-образовательного процесса.


Существует достаточно большое количество компьютерных программ, ориентированных не только на преодоление отклонений в речевой системе, но и развитие сенсорной сферы, целенаправленности внимания, словесно-логического мышления, мнемических процессов. Информация на экране представляется в привлекательной форме для ребенка, что позволяет сформировать произвольное внимание и ускорить процесс запоминания новой информации, сделать его осмысленным и долговременным.  Активизация и совершенствование вербальной памяти, словесно-логического мышления оказывает стимулирующее воздействие на обогащение словарного запаса,  развитие коммуникативной стороны речи. Тем самым возможно достичь успешного обучения в школе, наиболее полного и осознанного усвоения программного материала [4, c. 75].  Компьютерные технологии оказывают огромное воздействие на повышение интереса и мотивации к коррекционно-образовательному процессу посредством введения игровой стратегии и оценки его деятельности мультипликационными персонажами, что также очень важно для развития произвольного внимания и осознанного запоминания информации.


Задания, представленные в игровой форме, помогают преодолеть речевой негативизм, освоить возможные модели осуществления полноценной коммуникации, которые необходимы для расширения навыком межличностного общения. В процессе выполнения игровых заданий ребенок овладевает навыками самоконтроля, следит за правильностью речи, контролирует совершаемые действия, учится следовать инструкции [3, c. 625].


У детей с речевыми нарушениями значительные отклонения отмечаются и в развитии двигательной сферы. Это обусловлено тем, что двигательная и речевая системы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Информационно-коммуникационные технологии имеют большое значение для развития зрительно-моторной координации, произвольных и дифференцированных движений пальцев рук. В процессе осуществления работы с клавиатурой, манипулирования мышью и другими гаджетами повышается согласованная деятельность зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Компьютерные тренажеры и игры учат ребенка ориентироваться в пространстве, что необходимо для успешного овладения письменной речью.


Особый вклад в разработку специальных компьютерных технологий для различных категорий детей с нарушениями в развитии внесли специалисты института коррекционной педагогики РАО (И. В. Больших, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская и др.). Для детей с речевыми нарушениями широкое распространения получили такие компьютерные  программы, как «Видимая речь», «Игры для тигры», «Демосфен», «Дэльфа-142», «Баба Яга учится читать», технология БОС.


Остановимся более подробно на рассмотрении некоторых компьютерных программ.

Компьютерная программа «Демосфен» предназначена для лиц с заиканием. Данная программа ориентирована на установление визуально-аудиальных и визуально-кинестетических рефлекторных связей в центральной нервной системе, что обеспечивает возможность  сознательно регулировать темпо-ритмическую организацию речевой деятельности, осуществлять полноценный контроль за мелодико-интонационной окраской речи в процессе межличностного общения. Визуализация речевой деятельности ребенка реализуется посредством введения анимационных картинок, предметов, мультипликации, движущихся объектов.


Особого внимания заслуживает комплекс «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (БОС), предназначенный для взрослых и детей в возрасте от 4 лет, имеющих алалию, афазию, заикание, ринолалию, нарушение фонации, темпа речи. Данная технология способна оказывать как лечебно-оздоровительное воздействие, так и коррекционное. Кабинет БОС позволяет людям речевых профессий овладеть правильной техникой чтения, освоить профилактические меры предупреждения переутомления голосового аппарата, устранить логоневроз, речевой негативизм, снизить речевые нагрузки. Также технология БОС ориентирована на обучение лиц с речевыми нарушениями плавной, слитной речи посредством постепенного появления на экране монитора слогов, слов, фраз, текста различного уровня сложности [1, c. 21].


Компьютерная программа «Игры для Тигры» включает в себя четыре блока: «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика», «Просодика», направленных на развитие плавного и длительного речевого выдоха, формирование и совершенствование просодической стороны речи, точных кинестетических ощущений, артикуляционной моторики, расширение словарного запаса и преодоление аграмматизмов. Отличительной чертой данной программы является наличие ярких иллюстраций, объемных изображений, звукового сопровождения, которые побуждают ребенка вступать в коммуникацию с героем, высказывать в логической последовательности свои мысли, тем самым у ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи [2, c. 501].


Таким образом, специализированные компьютерные программы в профессиональной деятельности любого педагога играют важную роль, становятся эффективным средством повышения качества образования, позволяют более успешно овладеть детям с речевой патологией сложным программным материалом, преодолеть отклонения в речевой деятельности. На фоне традиционных технологий инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи, повышают мотивацию детей к активному участию в коррекционном и образовательном процессе.  Применение электронных ресурсов стимулирует развитие таких волевых качеств, как сосредоточенность, усидчивость, самостоятельность, целенаправленность в осуществлении деятельности, способствует расширению представлений ребенка об окружающем мире и раскрывает его творческий потенциал.

 

Литература

1.  Болонина В.В. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. –   Новокуйбышевск, 2008. – 112 с.

2.  Кислякова М.А. Обзор компьютерных программ для логопеда // Ученые заметки ТГОУ. – 2016. – Т. 7. – № 4–1. – С. 499–503.

3.  Терентьева А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОО // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17. – С. 621–627.

4.  Ушакова Е.В. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии // Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010». – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.



 

 

 

 


Обновлено 15.05.2020 17:56
 
Яндекс.Метрика