ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЮ Хайдарова О.К., доцент Республика Узбекистан, г. Карши, Каршинский филиал ТУИТ Век высоких
технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменили систему образования в
Узбекистане.
Здесь выбран и
реализуется путь на подготовку специально мобильных, активных, самостоятельно
мыслящих специалистов – профессионалов. В
процессе обучения преподавателю следует формировать, развивать
интеллектуальные умения. Можно добиться, чтобы студенты твердо
выучили материал и прекрасно воспроизвели его, но отсутствие умения оперировать этим
учебным материалом приведет к тому, что он не будет использован. Никакой материал не может быть усвоен хорошо, если он
не интересен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, лучшее
понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне
успешно. Проблема проектирования интересного учебного занятия – одна из проблем
в развитии мировой педагогики.
В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах
проектирования. Прежде всего, это психолого-педагогическое
проектирование развивающих образовательных процессов в рамках
определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека
подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения –
как освоения общих способов деятельности; формирования – как освоения
совершенных форм культуры; воспитания – как освоение норм общежития в разных
видах общности людей. Далее-это социально-педагогическое
проектирование образовательных институтов и развивающих
образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов;
а главное – адекватных традициям, укладу и перспективам развития страны. И, наконец, собственно педагогическое
проектирование – как построение развивающей образовательной
практики, образовательных программ и технологий, способов и средств
педагогической деятельности. Забота преподавателя об интересном проведении занятия
считается одним из исходных условий
успешностного обучения [3]. Главное, что надо учитывать в технологии обеспечения
интереса обучающихся: • выраженное проявление интереса самого преподавателя
к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть
интересно обучающимся? • человек хорошо понимает не только потому, что он
интересуется, но и интересуется потому, что понимает. Нужна доступность,
ясность, понятность изложения изучаемого материала; • человеку интересно всегда то, что имеет для него
значение. Поэтому следует постоянно раскрывать обучающимся значение изучаемого
материала для их жизни и профессиональной деятельности: в начале занятия, при
переходе к изучению очередного вопроса, при изложении отдельных положений и
советов; • интересно то содержание, которое актуально,
отличается новизной, практичностью, логичностью я структурной четкостью,
глубиной и интересностью раскрытия, обоснованностью и доказательностью; • возбуждению и удержанию интереса аудитории
способствует применение методических приемов: наглядности, конкретизации
(перехода от теоретических рассуждений к фактам), персонификации (упоминания
фамилий, организаций, обращение к личному опыту студентов, персональные
обращения к кому-нибудь в аудитории); соучастия («давайте подумаем...», «как вы
считаете?», «представьте, что вы находитесь...» и пр.), создания проблемной
ситуации, включения обучающихся в решение практических задач, активизации
самостоятельности и творчества.
В настоящее
время интерактивное обучение начинает широко использоваться в практике обучения
как альтернатива традиционным методам обучения. Интерактивным обучением
называется освоение
учеником опыта, основанное на взаимодействии. В данном случае преподаватель не дает готовых знаний, он
побуждает участников к самостоятельному поиску. И в этом отношение меняется его
роль по сравнению с традиционным обучением: активность преподавателя уступает
место активности обучаемых, его задача – создать условия для их инициативы [2].
Различные способы
активизации учебно-познавательной деятельности студентов получили собирательное
название «методы активного обучения». Сюда входят и некоторые
педагогические приемы, и специальные формы проведения занятий.
Существует довольно много разновидностей и тех и других. В последние
годы по мере реформирования системы образования расширяется поиск мер повышения эффективности учебного процесса. Многие преподаватели творчески
подходят к применению различных дидактических
средств для активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Следует четко различать разновидности методов активного обучения и их
классифицировать. Существуют разные
подходы к классификации. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер
учебно-познавательной деятельности. Так, различаются имитационные методы активного обучения, т. е. такие формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к не имитационным. К ним относятся и все
способы активизации познавательной
деятельности на лекционных занятиях[1]. В свою очередь, имитационные методы
делятся наигровые и неигровые. К первым
относится проведение деловых игр,
игрового проектирования и т. п., ко вторым — анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др. Однако применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл лишь в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего
метода обучения или их сочетания для решения
конкретных дидактических задач. Соответственно здесь предлагается такая классификация, где рассматриваются различные методы активного обучения по их
назначению в учебном процессе. В
учебном процессе можно отнести к таким методам: - решение
производственной задачи непосредственно на месте (на
предприятии, в цехе); - групповое
игровое проектирование на реальном объекте; - анализ
и обобщение конкретных рабочих материалов (документов, проектов и
т. п.); - стажировка
на рабочих местах и должностях (на практике, либо при подготовке резерва на должности
руководителей); - выполнение
специальных заданий аналитического характера одновременно в учебных и
практических (консультативно-исследовательских) целях и т. п. Литература
- Азизходжаева
Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент, 2005.
- Авлиякулов
Н.Х. Педагогическая технология. Ташкент, 2009.
- Каримов
И.А. Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана. Ташкент,
1997.
|