Главное меню

ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЮ PDF Печать E-mail
Автор: Хайдарова О.К.   
26.04.2016 23:29

ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЮ

 

Хайдарова О.К., доцент

Республика Узбекистан, г. Карши,  Каршинский филиал ТУИТ

 

Век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменили систему образования в Узбекистане. Здесь выбран и реализуется путь на подготовку специально мобильных, активных, самостоятельно мыслящих специалистов – профессионалов.

В процессе обучения преподавателю следует формировать, развивать интеллектуальные умения. Можно добиться, чтобы студенты твердо выучили материал и прекрасно воспроизвели его, но отсутствие умения оперировать этим учебным материалом при­ведет к тому, что он не будет использован.

Никакой материал не может быть усвоен хорошо, если он не интересен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно. Проблема проектирования интересного учебного занятия – одна из проблем в развитии мировой педагогики.


В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования. Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения – как освоения общих способов деятельности; формирования – как освоения совершенных форм культуры; воспитания – как освоение норм общежития в разных видах общности людей.

Далее-это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное – адекватных традициям, укладу и перспективам развития страны.

И, наконец, собственно педагогическое проектирование – как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

Забота преподавателя об интересном проведении занятия считается  одним из исходных условий успешностного обучения [3].

Главное, что надо учитывать в технологии обеспечения интереса обучающихся:

• выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно обучающимся?

• человек хорошо понимает не только потому, что он интересуется, но и интересуется потому, что понимает. Нужна доступность, ясность, понятность изложения изучаемого материала;

• человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому следует постоянно раскрывать обучающимся значение изучаемого материала для их жизни и профессиональной деятельности: в начале занятия, при переходе к изучению очередного вопроса, при изложении отдельных положений и советов;

• интересно то содержание, которое актуально, отличается новизной, практичностью, логичностью я структурной четкостью, глубиной и интересностью раскрытия, обоснованностью и доказательностью;

• возбуждению и удержанию интереса аудитории способствует применение методических приемов: наглядности, конкретизации (перехода от теоретических рассуждений к фактам), персонификации (упоминания фамилий, организаций, обращение к личному опыту студентов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории); соучастия («давайте подумаем...», «как вы считаете?», «представьте, что вы находитесь...» и пр.), создания проблемной ситуации, включения обучающихся в решение практических задач, активизации самостоятельности и творчества.


В настоящее время интерактивное обучение начинает широко использоваться в практике обучения как альтернатива традиционным методам обучения. Интерактивным обучением называется освоение учеником опыта, основанное на взаимодействии. В данном случае преподаватель не дает готовых знаний, он побуждает участников к самостоятельному поиску. И в этом отношение меняется его роль по сравнению с традиционным обучением: активность преподавателя уступает место активности обучаемых, его задача – создать условия для их инициативы [2].

Различные способы активизации учебно-познава­тельной деятельности студентов получили собира­тельное название «методы активного обучения». Сю­да входят и некоторые педагогические приемы, и спе­циальные формы проведения занятий. Существует довольно много разновидностей и тех и других. В по­следние годы по мере реформирования системы образования расши­ряется поиск мер повышения эффективности учебного процесса. Многие преподаватели творчески подходят к применению различных дидак­тических средств для активизации учебно-познава­тельной деятельности студентов. Следует четко различать разновид­ности методов активного обучения и их классифицировать.

Существуют разные подходы к классификации. В качестве отличительного признака используется сте­пень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Так, различаются ими­тационные методы активного обучения, т. е. такие формы проведения занятий, в которых учебно-позна­вательная деятельность построена на имитации про­фессиональной деятельности. Все остальные относят­ся к не имитационным. К ним относятся и все способы активизации познавательной деятельности на лекци­онных занятиях[1].

В свою очередь, имитационные методы делятся наигровые и неигровые. К первым относится проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., ко вто­рым — анализ конкретных ситуаций, решение ситуа­ционных задач и др. Однако применение тех или иных мето­дов не является самоцелью. Поэтому для преподава­теля любая классификация имеет практиче­ский смысл лишь в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответству­ющего метода обучения или их сочетания для реше­ния конкретных дидактических задач. Соответственно здесь предлагается такая классификация, где рассматри­ваются различные методы активного обучения по их на­значению в учебном процессе.

В учебном процессе можно отнести к таким методам:

- решение производственной задачи непосредствен­но на месте (на предприятии, в цехе);

- групповое игровое проектирование на реальном объекте;

- анализ и обобщение конкретных рабочих материа­лов (документов, проектов и т. п.);

- стажировка на рабочих местах и должностях (на практике, либо  при подготовке резерва на долж­ности руководителей);

- выполнение специальных заданий аналитического характера одновременно в учебных и практических (консультативно-исследовательских) целях и т. п.

 

Литература


  1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент, 2005.
  2. Авлиякулов Н.Х. Педагогическая технология. Ташкент, 2009.
  3. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997.



Обновлено 26.04.2016 23:32
 
Яндекс.Метрика