Главное меню

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ, САМОКОНТРОЛЯ И САМООБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Хамидуллина Л.К., Кусюкбаева Я.Э.   
26.04.2016 22:24

Тестирование  как средство контроля, самоконтроля и самообучения студентов высшего образования


                                                             Хамидуллина Л.К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии,  г.Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал БашГУ


                                                              Кусюкбаева Я.Э., студентка 2 курса социально-гуманитарного факультета  Бирского филиала БашГУ  

            

             Оценка знаний – один из главнейших вопросов не только школы, но и педагогики в целом. Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Тестирование как методика контроля качества подготовки специалистов получило признание и широкое распространение в деятельности высшей школы. Причины связываются с  растущей конкуренцией между вузами в России, повышением ответственности вузов за качество своей работы, влиянием опыта западных стран.

              Применение диагностических тестов в зарубежных школах имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э. Торндайк (1879 – 1949) выделяет три этапа внедрения тестирования в практику американской школы:

1. Период поисков (1900 – 1915). На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других, предложенных французским психологом А. Бинэ. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

2. Последующие 15 лет – годы «шума» в развитии школьного тестирования, приведшие к окончательному осмыслению его роли и места, возможностей и ограничений. Были разработаны и внедрены тесты О. Стоуна по арифметике, Б. Зекингема для проверки правописания, Э. Торндайка по диагностике большинства школьных предметов. Т. Келли разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых (при изучении алгебры), а Ч. Спирмен предложил общие основы использования корреляционного анализа для стандартизации тестов.

3. С 1931 г. начинается современный этап развития школьного тестирования. Поиски специалистов направляются на повышение объективности тестов, создание непрерывной (сквозной) системы школьной тестовой диагностики, подчиненной единой идее и общим принципам, созданию новых, более совершенных средств предъявления и обработки тестов, накопления и использования диагностической информации.   Огромный вклад в исследование и развитие тестов на рубеже XX и в начале XXI веков внесли В.С. Аванесов, М.Б. Челышкова, В.М.Кадневский, Т.М.Балыхина, И.И.Легостаева, Беспалько В.П. и другие. Россия  в  2001 году  безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. Надо особо выделить разрушительное влияние на образование Единого государственного экзамена (ЕГЭ [1;11]. ЕГЭ  зависит не столько от знаний, сколько от натасканности. От умения отвечать именно на тестовые вопросы. Особенно показательны здесь дисциплины гуманитарные. И если в физике, химии и математике тест сводится к решению  задач, то в истории, например,  надо отразить формулировки именно того учебника, на который опирался составитель тестов, т.е. отражается не знание предмета, а заученность определений. И это, если не учитывать своеобразность некоторых вопросов. Например, задание, на которое правильно ответить нельзя в принципе: «Установите соответствие между именами известных борцов с фашизмом в немецком тылу и характером их деятельности. 1) Н.И.Кузнецов, 2) С.А.Ковпак, 3) Е.М.Чайкина, 4) О.М.Кошевой, 5) Подпольщик, 6) Разведчик, 7) Партизан, 8) Командир партизанского отряда». Можно ли строго разграничить подпольщика, партизана и разведчика? А командир партизанского отряда - не партизан? «Попытка отстранения от власти Президента СССР М.Горбачева в 1991 г. была предпринята 1) Президентом России Б.Н.Ельциным, 2) членами ГКЧП, 3) Верховным Советом СССР, 4) Верховным Судом СССР». Предполагается, что правильный ответ – 2. Но месяц  не указан. А в 1991 г. имели место по меньшей мере две попытки свержения Горбачева, и инициатором второй – удачной, был Ельцин[2;58]

Студенты  встречалась с некорректно поставленными вопросами  при прохождении тестирования (ФЭПО). Так,  по педагогике встречается открытый   вопрос, на который невозможно ответить однозначно: «Педагогический процесс является   …  педагогики».

         Вводятся аналоги  ЕГЭ и в высшее образование, новые инструменты для независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата, например, новая технология Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата. С 2003 года Росаккредагенство применяет процедуру тестирования посредством Интернета для оценки качества образовательных программ в области высшего образования. Тестирование является составной частью текущей, рубежной, промежуточной, итоговой аттестации, входит в балльно-рейтинговую систему. В работе ряда авторов используется термин «дидактическое тестирование» в смысле системного оценивания результатов тестирования по всем темам и разделам учебной дисциплины для оценки качества обучения [3;114]. По мнению И.Ю.Седых «задача оценки качества обучения является не решенной до конца для системы высшего образования» [4;77].

        Несмотря на разногласия, безусловным преимуществом тестирования является отсутствие субъективности полученной оценки, ее независимость от того, кто проводит тестирование. Даже если учитывать идеальное тестирование, есть достаточно многочисленные категории учащихся, которые в силу своих психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно, есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Сюда относятся  так называемые “тестофобы”, испытывающие панический страх перед самой процедурой тестирования.

            Плюс тестирования, по сравнению с устным опросом, это то, что тестирование существенно экономит время, отводимое на контроль знаний студентов. Для обучения в условиях ограничения количества аудиторных часов тестирование часто является единственной возможностью формирования достаточно объективной оценки знаний студентов.


        Собственный опыт использования интенсивных технологий в обучении [5], в том числе тестового контроля на занятиях по педагогике позволяет утверждать, что повысилась активность студентов, увеличилось число студентов, занимающихся самостоятельно на интернет - тренажёре  с  целью самоконтроля и самообучения. Нами создан  фонд тестовых заданий  по следующим дидактическим единицам: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, социальная педагогика, история педагогики и образования, педагогические технологии и психолого-педагогический практикум, основы управления образовательными системами, нормативно-правовое обеспечение образования [6].   Фонд тестовых заданий для контроля знаний студентов по дисциплинам основных образовательных программ создаётся с целью повышения качества подготовки студентов и эффективности самостоятельной работы обучающихся.  Фонд тестовых заданий (фонд оценочных средств) является составной частью рабочей программы дисциплины. Содержание контрольных заданий включают основные понятия курса в соответствии с программой и такими учебниками и учебными пособиями, как  «Педагогика» Л.П.Крившенко (М., 2008),  «Педагогика.Теоретическая и практическая педагогика» И.П. Подласого (М., 2013), «Педагогика» В.А.Сластёнина (М., 2010), «Введение в педагогическую деятельность» Н.Н.Никитиной, Н.В.Кислинской (М.,2006), «Педагогика» А.П.Тряпицыной (СПб.,2013) и др.. Современный характер оборудования, престижность работы с компьютером, наличие личного кабинета не только преподавателя, но и студента повышают мотивацию студента к изучению педагогики. Студент может посмотреть правильные ответы после того, как получит положительную оценку. В случае неудовлетворительной оценки компьютер сам предлагает посмотреть правильные ответы, причём с учётом выполненных заданий. Наличие правильных ответов на все задания, с которыми студент может сравнить собственные решения даёт возможность реализовать механизм обратной связи, а указание обратиться к литературе способствует формированию навыков самостоятельной работы в учебной деятельности. Оценка компьютерного контроля учитывается на зачёте, экзамене.

       Однако, по нашему мнению, тестирование не может заменить живой беседы студента  с преподавателем. Студент  должен удовлетворять требованиям современного времени. Подготовка «нового учителя», способного реализовать требования ФГОС в образовании, предполагает новую форму организации учебного процесса с целью формирования исследовательской компетентности студента. Исследовательская компетентность  предполагает наличие творческих способностей  у будущих учителей, выражающихся в гибкости, оригинальности мышления, включает  овладение необходимыми умениями, навыками, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, методологическими и теоретическими основами профессионально-педагогической  деятельности, способностями творчески подходить к решению педагогических задач, к полному выполнению функций учителя  через творческое самосовершенствование [7;5].  Нужно готовить специалиста, умеющего качественно перерабатывать нужную информацию, а не только владеть ею.  Поэтому тестирование должно разумно сочетаться с традиционными методами контроля.

          Для получения объективных результатов необходимо уделять серьёзное внимание новой форме независимого контроля качества обучения с использованием метода компьютерного тестирования.  Компьютерное тестирование выступает как средство контроля качества обучения, самоконтроля и самообучения студентов. Использование программы компьютерного  контроля знаний студентов по педагогическим дисциплинам, сочетающих контроль и элементы обучения,  является  одной  из современных технологий обучения. 


Литература


1. Аванесов В.С. Определение качества работы вузов на основе педагогических измерений //Образовательные технологии.-№4.-2013.-С.11.

2. Алексашкина Л.Н. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. История.- М.: Министерство образования РФ, Интеллект-Центр, 2002.

3. Куликов С.Н., Митрофанова К.А., Ивачев П.В. Развитие системы дидактического тестирования результатов обучения в медицинском вузе // Инновации в образовании.-№2.-2016.- С.111-122.

4. Седых И.Ю. Проблемы оценки качества образования // Инновации в обоазовании.-№1.-2016.-С. 69-78.

5.  Хамидуллина Л.К. Применение тестовых технологий в обучении педагогике URL: http://birskin.ru/index.php/2012-03-27-12-36-17/44-4-/177-2015-04-14-03-40-07 (Дата обращения 20.04.2016)

6.  Тестирование как средство контроля качества обучения и самоконтроля студентов вуза / Автор-составитель Хамидуллина Л.К.  Электронный читальный зал   http://www.bashlib.ru/echitzal/

7. Хамидуллина Л.К. Подготовка будущих учителей к исследовательской деятельности в образовательных организациях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- Бирск: Бирский филиал БГУ, 2015.- С. 5

Обновлено 26.04.2016 22:53
 
Яндекс.Метрика