ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ДЕФЕКТОЛОГА |
Автор: Бурачевская О.В. |
25.04.2016 23:11 |
Информационно-коммуникационные технологии в работе логопеда и дефектолога
Бурачевская О.В., заведующая отделением коррекционной педагогики и специальной психологии Многопрофильное гуманитарное учреждение «Центр инновационного обучения и развития «Логос», г.Минск
В настоящие время выделяется новое направление средств обучения на базе информационно-коммуникационных технологий – интерактивные средства обучения. Методически грамотное применение современных информационных технологий повышает качество и эффективность коррекционно-развивающей работы. В тоже время, современные средства обучения на базе информационных технологий позволяют выстраивать эффективное индивидуально-ориентированное обучение. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, установлению контакта с современным ребенком, что позволяет достигать поставленных целей и задач на занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя [2].
Демонстрация объемных изображений в движении и других двигающихся картинок удобный и эффективный способ предоставить информацию об окружающем пространстве, пространственных отношениях, что гораздо труднее сделать на картинном материале, т.к. плоское, статическое изображение на картинке не дает возможности ребенку точно соотнести выделенные признаки с его смысловым содержанием. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации детьми с речевыми нарушениями. Посредством интерактивных компьютерных игр осуществляется визуализация акустических компонентов речи, которая обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к коррекционно-развивающей и образовательной. Правильный ответ на вопрос в интерактивных компьютерных играх вознаграждается веселой музыкой и сюрпризными моментами, что формирует положительное отношение как к занятиям, так и речевой деятельности в целом. Также за счёт повышенного интереса к занятиям обеспечивается более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память, развитие познавательной активности, внимания, зрительно-моторной координации. Также в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, когда успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Интерактивные компьютерные игры способствуют развитию и стимулированию деятельности детей с речевыми нарушениями [2; 3].
При подготовке к таким занятиям можно использовать следующие виды компьютерных программ: PowerPoint, Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW, Macromedia Flash и др. С их помощью можно создавать анимированные персонажи, яркие и объемные иллюстрации, целые блоки заданий [5]. При создании мультимедийных презентаций для занятий, прежде всего, необходимо продумать структуру материала и логику его изложения. В том случае, когда презентация создается непосредственно для использования на занятиях, не рекомендуется «зашумлять» слайды излишней текстовой информацией (тема, цель, задачи, инструкции педагога и др.), т.к. вся сопутствующая информация может отражаться в комментариях к презентации. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций (цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов), а также определить необходимое количество слайдов (рекомендуется не более 10-12 слайдов, т.к. при продолжительности занятия 25 минут, презентации отводится не более 10 минут). Желательно, чтобы на слайде не было больше 7 значимых объектов, так как дошкольники с речевыми нарушениями могут испытывать определенные трудности с запоминанием. Анимационные эффекты в презентациях для дошкольников с нарушениями речи необходимо использовать только для привлечения внимания или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса (например, пространственного передвижения объектов), в противном случае это приведет к пресыщению восприятия и снижению познавательной активности. Звуковое сопровождение также должно способствовать реализации конкретных коррекционно-развивающих задач. Музыкальное сопровождение допустимо к тем слайдам, где не предусмотрено речевого. Важно помнить, что звуковые спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.
Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывает у ребенка живой интерес. Кроме того презентация является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формирует способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, пространственно-временных признаков и свойств, развивает зрительное внимание и зрительную память. Во время коррекционно-развивающих занятий можно использовать готовые компьютерные программы, специально разработанные для детей с речевыми нарушениями. Для детей с речевыми нарушениями также можно использовать элементы других компьютерных программ, разработанных для детей с нормальным речевым развитием. В этом случае необходимо самостоятельно подбирать уровень сложности материала и адаптировать задания для детей с нарушениями речи. Использование интерактивных компьютерных игр по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи способствует накоплению словаря (активизации и обогащению словаря; формированию навыков описания предметов и особенностей их строения, называния действий, называния признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки) и формированию грамматических представлений (формированию навыков словоизменения (освоение категорий числа, рода, падежа) и навыков словообразования (употребление уменьшительного суффикс, глагольных приставок, образование относительных и притяжательных прилагательных); употребление предлогов; составления предложений разной структуры с постепенным усложнением). Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии. Программа позволяет эффективно работать и с детьми с другими первичными нарушениями речи в рамках дислалии, алалии, ринолалии, заикания, а также с детьми с вторичными нарушениями речи. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной для детей с речевыми нарушениями. Применение программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекционно-развивающей работы речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» также представляет множество игр для детей с речевыми нарушениями [4]. Интерактивные игры «Мерсибо» рассчитаны на детей 3-9 лет и направлены на развитие речевого дыхания и фонематического слуха, формирование произносительных умений и навыков, знакомство с окружающим миром, развитие связной речи, знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма, развитие логики, внимания, памяти, навыков счета, а также развитию общей и мелкой моторики. В процессе специально организованных коррекционно-развивающих занятий с использованием интерактивных компьютерных игр с детьми с речевыми нарушениями удается не только преодолеть имеющиеся нарушение речи, но и способствовать развитию всей познавательной деятельности и подготовить детей к школьному обучению.
Литература 1. Антипина Л.А. Использование компьютерной технологии в дошкольном учреждении [Текст] // Мультимедиа технологии в современном образовании: мат. I Всеросс. научно-метод. конф. (г. Петрозаводск, август 2012г.). — Петрозаводск, 2012. — С. 13–15. 2. Бурачевская О.В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 137-140. 3. Бурачевская О.В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113-117. 4. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 8.02.2016).
5. Burachevskaya, O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences: challenges and solutions, proceedings of the 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2015. |