Главное меню

Факторы повышения человеческого капитала в цифровой экономике PDF Печать E-mail
Автор: Ситдикова Л. Р.,Стовба Е.В.,Габдулхаков Р.Б.   
02.04.2024 14:22

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Ситдикова Л. Р., студентка,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Стовба Е.В., д.э.н., профессор,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Габдулхаков Р.Б., д.и.н., профессор,

ФГБОУ ВО Уфимский государственный

нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. Исследуемая тема являются неотъемлемой частью современной жизни и оказывают значительное влияние на различные аспекты нашей жизни, включая образование, профессиональное развитие и трудовую деятельность. Цифровая экономика является ключевым элементом современного экономического развития. Одним из основных факторов успеха в условиях цифровой экономики является высокий уровень человеческого капитала. В данной статье рассмотрены факторы, способствующие повышению человеческого капитала в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, трудовые ресурсы, человеческий капитал, образование.

 

Одним из основных факторов повышения человеческого капитала является качественное образование. Цифровая экономика предъявляет высокие требования к уровню образования работников, так как им необходимо обладать навыками работы с информационными технологиями, уметь анализировать и обрабатывать большие объемы данных, а также обладать способностью к самообразованию и непрерывному обучению. В связи с этим, система образования должна быть адаптирована к требованиям цифровой экономики и включать в себя не только традиционные методы обучения, но и использование информационных технологий, онлайн-курсов, виртуальных лабораторий [5].


В условиях цифровой экономики работникам необходимо обладать широким спектром профессиональных навыков, которые позволят им успешно конкурировать на рынке труда и достигать высоких результатов в своей деятельности [10]. К таким навыкам относятся программирование, работа с базами данных, управление проектами, дизайн, маркетинг, аналитика. Для повышения профессиональных навыков работников необходимо создавать условия для их непрерывного обучения и развития, предоставлять возможность участия в курсах, вебинарах, конференциях, профессиональных сообществах.


Роль человеческого капитала в экономике не может быть переоценена. В современной информационной и технологически развитой эпохе, способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда зависит от уровня образования, профессиональных навыков и способности к обучению. Более того, человеческий капитал является движущей силой инноваций и технологического прогресса [9; 11]. Именно квалифицированные и мотивированные работники создают и внедряют новые идеи, что способствует росту производительности и конкурентоспособности национальной экономики.


Влияние образования на формирование человеческого капитала играет ключевую роль в этом процессе. Образование является основным механизмом передачи знаний и навыков, а также формирования критического мышления и аналитической компетенции [2]. Высококачественное образование способствует развитию когнитивных и технических навыков, что, в свою очередь, способствует росту производительности труда и инновационной активности индивида.


Муниципальный уровень играет важнейшую роль в развитии образования, поскольку именно на этом уровне принимаются стратегические решения по финансированию, организации и качеству образовательных программ. Местные органы власти осуществляют непосредственный контроль за образовательными учреждениями, разрабатывают программы развития образования с учетом потребностей и специфики региона.


Тем самым, человеческий капитал, формируемый через образование, является краеугольным камнем экономического прогресса и социального развития. Успешное инвестирование в образование на муниципальном уровне способствует созданию устойчивой и процветающей общественно-экономической системы, способной адаптироваться к вызовам современного мира [3; 7].


Образование имеет фундаментальное значение для экономического и социального развития региона. Качественное образование является ключевым фактором, способствующим повышению уровня образованности и профессиональной компетенции населения [1; 4]. Влияние образования на экономический рост можно рассматривать с нескольких точек зрения:

1. Повышение производительности труда. Образованные работники обычно более продуктивны, так как обладают актуальными знаниями и навыками, что способствует росту производительности труда. Это, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на конкурентоспособность.

2. Привлечение инвестиций. Регионы с высоким уровнем образования населения часто более привлекательны для инвесторов. Это связано с наличием квалифицированной рабочей силы и более благоприятной средой для развития бизнеса [12].

3. Инновации и развитие. Образованные люди чаще вносят вклад в инновационные проекты и разработки, что способствует развитию новых технологий и улучшению конкурентоспособности [8].


Необходимо отметить, что инвестиции в образование несут значительные экономические выгоды, которые включают:

1. Рост ВВП. Повышение уровня образования населения стимулирует экономический рост. Высокая образованность населения связана с более высоким ВВП на душу населения.

2. Снижение бедности. Образование помогает снизить уровень бедности, так как люди с образованием имеют больше возможностей на рынке труда и, следовательно, больший доход.

3. Улучшение здравоохранения. Образование связано с более здоровым образом жизни и снижением заболеваемости, что сокращает расходы на медицинское обслуживание и увеличивает продолжительность жизни.


Внедрение новых технологий и инноваций является одним из ключевых факторов повышения человеческого капитала. Во-первых, это позволяет создавать новые рабочие места, связанные с разработкой и внедрением инноваций [6]. Во-вторых, использование новых технологий способствует повышению производительности труда и качества работы. В-третьих, инновации стимулируют развитие новых профессиональных компетенций и расширение знаний работников.


Все эти факторы, представленные выше, дают понять, что, для повышения человеческого капитала в условиях цифровой экономики необходимо уделять внимание качеству образования, развитию профессиональных навыков и внедрению инноваций. Это позволит создать условия для успешной конкуренции на рынке труда, повышения производительности и конкурентоспособности компаний, а также устойчивого экономического роста и развития.

 

Литература

1. Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь в социальной системе трансформационного периода // Российский научный журнал. 2016. № 3 (52). С. 66-74.

2. Гусманов Р.У., Низамов С.С. К вопросу цифровизации системы образования //  Модернизация аграрного образования: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. Томск-Новосибирск, 2021. С. 166-169.

3. Масалимов Р.Н., Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь как кадровый потенциал АПК (на примере Республики Башкортостан) // Российский научный журнал. 2014. № 5 (43). С. 75-79.

4. Масалимов Р.Н., Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь как кадровый потенциал АПК (на примере Республики Башкортостан) // Российский научный журнал. 2014. № 5 (43). С. 75-79.

5. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. С. 159-162.

6. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. С. 78-81.

7. Стовба А.В., Султанова А.Р. Противодействие коррупции как фактор экономической̆ безопасности в государстве // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 4 (16). С. 71-76.

8. Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. 2012. № 7 (31). С. 153-163.

9. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. 22 с.

10. Шарапова Н.В., Шарапова В.М., Шарапов Ю.В. Формирование трудовых ресурсов сельских территорий Свердловской области: образовательный аспект // Островские чтения. 2022. № 1. С. 244-248.

11. Шарапова В.М., Шарапова Н.В., Шарапов Ю.В. Управление человеческим капиталом сельскохозяйственных организаций в Свердловской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2022. № 12. С. 91-94.

12. Шарапов Ю.В., Шарапова Н.В., Шарапова В.М. Воспроизводство населения в регионе // Экономика и предпринимательство. 2022. № 10 (147). С. 311-313.


 
Яндекс.Метрика