Главное меню

Развитие человеческого капитала с помощью цифрового образовательного пространства PDF Печать E-mail
Автор: Саликова М.Н.   
02.04.2024 14:20

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Саликова М.Н., студентка,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. В статье рассматривается роль образования, как важной и необходимой части развития человеческой личности. На основе фактических материалов анализируются причины возрастания значения и усиления роли образования в экономическом развитии, изменений во взаимодействии факторов современного производства. Сделан вывод, что цифровые технологии в образовательном процессе позволяют эффективно внедрять новые методики обучения в виде онлайн-образования, что в свою очередь позволяет достичь наиболее высокого уровня освоения учебного материала.

Ключевые слова: человеческий капитал, международные индексы, образование, цифровизация, цифровая трансформация, онлайн-образование.

 

Сущность человеческого капитала – это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, на сегодняшний день является главным из видов капитала, плотно сливаясь с фактором производства «труд». В последнее десятилетие 20 века экономисты пришли к выводу о том, что основным фактором роста современных экономик является не физический капитал, в виде заводов, оборудования, а человеческий капитал – знания, здоровье, опыт и навыки людей, повышающие производительность труда, он не теряет своей стоимости в процессе использования (амортизации) и способен увеличивать свою стоимость. Поэтому экономическими источниками развития человеческого капитала являются инвестиции государства, отдельных организаций, семьи, индивидов, а также временные затраты работника, связанные с образованием, профессиональным ростом, охраной здоровья. Одним из главных показателей состояния и развития человеческого капитала является образование, профессиональная мобильность [12].


Цифровизация как процесс лежит в основе цифровой экономики, делает возможным использование новейших технологий для лучшего и более быстрого выполнения операций, а также позволяет использовать технологии для деятельности, которая в прошлом была невозможна, включает в себя процесс превращения аналоговых данных и рабочих процессов в цифровой формат [7; 8]. Включает использование цифровых технологий для автоматизации бизнес-процессов, улучшения уровня качества услуг, в том числе образовательных, оптимизации производства и повышения эффективности работы организаций и предприятий в целом.


Современные цифровые технологии в области образования дают новые инструменты для развития школ, университетов и других образовательных учреждений, возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет узнавать больше и принимать обоснованные решения людям в своей повседневной жизни, значительно снижает количество бумажных документов, учебников, конспектов, весь  документооборот и образовательный процесс переходит в более компактный электронный формат.


В сфере образовательных инноваций идет непрерывный поиск технологий, направленных на развитие и приумножение человеческого капитала каждой страны. Реализация цифрового образования подразумевает полный доступ к актуальным информационным хранилищам, современным образовательным системам [9; 10].


Первый шаг в цифровизации российской экономики  и образования начался в 2008 году, когда государство начало активно поддерживать продвижение высокоскоростного интернета во всех регионах страны. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 24 декабря 2018 года содержит проект «Кадры для цифровой экономики», где для дальнейшего развития потенциала населения предлагается внедрять и развивать новые образовательные технологии, в первую очередь, электронного и смешанного обучения. Основными направлениями развития образовательной системы в цифровом пространстве являются: подготовка кадров, готовых и способных вести образовательную деятельность по подготовке специалистов для цифрового мира; постоянное обновление содержания программ обучения и образовательного контента;  обучение кадров, способных эффективно действовать в современных информационных парадигмах и критически работать с большими данными;  развитие системы формирования и развития универсальных и профессиональных компетенций с учетом технологий самообучения, социального обучения и других; актуализация образовательных и профессиональных стандартов с учетом реального состояния рынка труда и объективных прогнозов его развития [1].


С января 2019 года по инициативе Министерства образования, Министерства науки в учебный план начальной школы было включено обучение программированию, этике и решению задач, полностью был обновлён  курс информатики, ведется  разработка и распространение повсеместно цифровых учебников, применение которых позволяет школьникам, используя цифровые технологии, обучаться правильности принятия цифровых решений, самостоятельности [3]. 20 августа 2020 года Минпросвещения сообщило о создании цифровой образовательной среды, чтобы научить учителей работать с цифровыми платформами. Хартия о цифровизации образовательного пространства сформулирована и впервые подписана вузами 16 июля 2019 года в рамках образовательного интенсива «Остров 10-22» в Сколковском институте науки и технологий.


Одним из направлений концепции технологического развития России, которая была принята в конце мая 2023 года, является цифровая трансформация образовательной сферы. Ключевыми аспектами цифровой трансформации науки и образования являются новые по своему содержанию, направления и модели деятельности в основе которых реализуется синтез постоянно обновляющихся цифровых решений и сервисов, возможности непрерывного профессионального образования и развития для специалистов, наличие условий для организации цифровых изменений, сопровождение и координация эффективной коммуникации между участниками проектов в рамках профессионального взаимодействия.


Среди основных видов цифовых технологий можно выделить следующие: мобильное обучение, технология облака, онлайн-курсы, игрофикация и веб-квест, инфомационно-коммуникационная, проектная и здоровье сберегающая технологии, технология развивающего и проблемного обучения, проектная технология. Цифровая трансформация сферы образования – необходимое условие перехода к цифровой экономике, а сам процесс означает не только развитие материально-технической базы, но и процесс построения инфраструктуры, которая позволит активно внедрять инновационные технологии, придать гибкость системе управления, внедрять новейшие образовательные технологии и выстраивать индивидуализированные модели обучения. Ставится цель к концу десятилетия создать в стране научную, кадровую и технологическую базу критических и сквозных технологий, условия для интенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, обеспечения производства высокотехнологичной продукции [6].


Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2023 г. № 2894-р утверждено новое стратегическое направление в области цифровой трансформации  и создании новой системы образования. Оно охватывает дошкольное, общее и среднее профобразование, а также соответствующее дополнительное образование. Цель документа - достижение высокой степени «цифровой зрелости» сферы образования на базе единого, качественного и безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории России для всех участников образовательных отношений.


С 1 сентября 2023 года во всех школах внедрена единая модель профориентации, еженедельно школьникам рассказывают о современных производствах, организуют экскурсии на предприятиях по всей стране. В рамках расширения «Профессионалитета»  планируется увеличить число колледжей и расширить направления подготовки, чтобы вовлечь в проект «Профессионалитет» обучение по таким специальностям, как здравоохранение, сфера услуг, творческие индустрии. Все школы нашей страны оснащены Wi-Fi, а 20% студентов к концу 2024 года будут осваивать навыки и дисциплины онлайн. Доступность онлайн-образования делает его однозначно более конкурентоспособным по сравнению с традиционными формами. Традиционное образование сегодня держится только за счет государственных стандартов и государственной поддержки [5].


Президент Владимир Путин в своем февральском выступлении говорил о необходимости развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества и волонтерства, о создании реально работающих инновационных компаний и стартапов, увеличения количества иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях,  реализации комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации. Поставлена задача вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования [4].


На современном этапе Российская Федерация обладает значительным потенциалом развития человеческого капитала, что является одним из конкурентных преимуществ [2; 13]. Диверсификация экономики РФ, связанная с отказом от сырьевой модели развития, подразумевает переход на качественно новый, инновационный формат что, в свою очередь, закономерно актуализирует решение задач модернизации инфраструктуры воспроизводства факторов человеческого капитала РФ [11]. Среди приоритетных направлений социально-экономического развития РФ необходимо отметить формирование организационно-экономических, административно-правовых предпосылок, инструментов раскрытия потенциала человеческого капитала РФ в контексте достижения целевых ориентиров, установленных документами стратегического планирования, в частности: расширения доли РФ на глобальных рынках образовательных услуг за счёт экспорта, модернизации сети научно-технических библиотек в вузах и научных организациях, Национальной стратегии развития искусственного интеллекта.

 

Литература

1. Гринчак Н.П., Богачев В.Р., Кудревич В.В. О ходе выполнения программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-2. С. 30-33.

2. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический ресурс развития сельских территорий региона (на примере Республики Башкортостан) // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 4 (48). С. 296-303.

3. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpps//edu.gov.ru/national-project/plan.

4. Послание Президента Федеральному собранию от 29.02.2024 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_471111/.

5. Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2023 г. № 2894-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/407790373/.

6. Российская газета – Экономика УРФО: №125 (9070) от 07.06.2023. С.2.

7. Стовба Е.В., Стовба А.В. Развитие сельских территорий в условиях формирования цифровой экономики // Вестник Академии управления и производства. 2021. № 2-3. С. 90-96.

8. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Иванов С.Е., Мешкова Н.Г. Современные направления и проблемы развития малого бизнеса в сельской местности Республики Башкортостан // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 10-1. С. 152-159.

9. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г. Цифровые технологии как инструмент повышения эффективности проектного управления развитием сельских территорий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 8-2. С. 255-261.

10. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Идрисова А.Т., Мешкова Н.Г. Использование современных цифровых технологий в системе организации муниципального управления региона // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 8. С. 135-139.

11. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г. Современная финансовая политика региона как фактор развития человеческого капитала (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 9. С. 107-115.

12. Стовба Е.В., Масалимов Р.Н., Стовба А.В. Сельская молодежь в условиях модернизации аграрной экономики (на материалах Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 2. С. 14.    

13. Stovba E.V., Gabdulkhakov R.B., Stovba A.V., Meshkova N.G., Kolonskikh N.E. The natural resource potential developmen in rural areas in the context of the formation of the digital economy // Journal of Agriculture and Environment. 2022. № 3 (23).


 
Яндекс.Метрика