Главное меню

Дистанционные образовательные технологии как инструмент развития человеческого капитала в цифровой экономике PDF Печать E-mail
Автор: Нурисламова Э.И.,Стовба Е.В.,Габдулхаков Р.Б.   
02.04.2024 14:17

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ


Нурисламова Э.И., студентка

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Стовба Е.В., д.э.н., профессор,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Габдулхаков Р.Б., д.и.н., профессор,

ФГБОУ ВО Уфимский государственный

нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В современном цифровом обществе дистанционное обучение становится ключевым компонентом развития профессиональных навыков и знаний человека. Его преимущества и возможности в области образования подчеркивают важность этого формата для сохранения конкурентоспособности на рынке труда. Отличие дистанционного образования от традиционных методов обучения акцентирует внимание на необходимости приспособления к новым реалиям и технологиям.

Ключевые слова: образовательные технологии, дистанционное обучение, человеческий капитал, цифровое общество.

 

В современном обществе, акцент смещается с накопления материальных ценностей на культурное и образовательное развитие как важную составляющую личности и социума. Несмотря на это, экономическое благополучие становится ключевым фактором, способствующим сохранению невозобновляемых ресурсов и рациональному использованию возобновляемых. Это обуславливает необходимость преобразования образовательных целей, чтобы обеспечить доступность высококачественных образовательных услуг для всех слоев общества и соответствие меняющимся культурным и социальным требованиям современности [5; 11].


По мнению автора Ш.С. Мирзаева, интеграция современного образования в рыночные структуры, отражает тенденции потребительского общества и способствует формированию образовательного продукта для широкого потребления. Этот процесс приводит к радикальным изменениям в методах информационной передачи и педагогических подходах, а также в роли обучающихся и педагогов. По мнению исследователя, новый характер знания, более информационно-ориентированный, отличается от знаний предыдущих эпох [6].


В условиях глобального развития технологий важность дистанционного обучения неуклонно возрастает, обеспечивая доступность образовательных услуг в любое время и в любых обстоятельствах. Эта форма обучения становится интегральной частью стратегического планирования в образовательных системах различных стран, не только в ситуациях кризиса, таких как эпидемии, но и в повседневной практике [8]. Активное обсуждение и поиск новаторских методов обучения в цифровом пространстве начались после перехода к дистанционному взаимодействию в результате пандемии коронавируса в 2020 году [6].


Важно отметить, что в законодательстве о системе образования в России акцент делается на необходимости полного внедрения и использования информационно-коммуникативных технологий. Это охватывает создание сетевой инфраструктуры, применение мультимедийных средств, расширение электронной базы данных и обеспечение необходимого оборудования для эффективной организации образовательного процесса [1].


Статья 16 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].


Исследователь Е.С. Полат рассматривает дистанционное обучение не только как форму, но и как важную часть образовательной системы. По его мнению, дистанционное обучение отражает все компоненты учебного процесса, такие как цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения. Эта форма обучения предполагает взаимодействие учителя и учеников на расстоянии с использованием интернет-технологий или других интерактивных средств [10].


Используя современные технологии, дистанционные образовательные методы представляют собой мультимедийный подход, включающий специализированные программы, аудио и видео материалы. Это позволяет эффективно развивать различные навыки: речь, аудирование, чтение и письмо в процессе обучения.


В современном потоке информации, основной целью образования становится ориентация обучающихся в правильном направлении, обучение получению новых знаний через интернет и их применение в сфере профессиональной деятельности, поскольку интернет стал одним из неотъемлемых аспектов в повседневной жизни людей, вне зависимости от возраста или профессии, а количество информационных ресурсов в онлайн-сети увеличивается [6].


О.А. Горовая, отмечает, что на современном этапе развития образования необходимо активно внедрять дистанционные образовательные технологии, что связано с рядом факторов:

-     быстрый доступ к информации;

-     возможность общения и взаимодействия с преподавателями через различные онлайн-платформы;

-     доступ к научным и статистическим данным;

-     доступ к разнообразным информационным ресурсам, включая новости в области экономики, права, истории, выступления общественных лидеров и биографии;

-     обширная энциклопедическая база знаний, включая мультимедийные материалы.

-     возможность получить образование в дистанционном формате через интернет [2].


Преимущество дистанционного обучения перед традиционной формой основано на доступности современных технологий, средств связи и быстром доступе к образовательному материалу. Возможность интерактивного общения с преподавателем в режиме онлайн и отсутствие привязки к месту нахождения учебного учреждения также является важным плюсом. Этот метод предоставляет обширные возможности для персонализации образовательного процесса, что позволяет каждому обучающемуся получать образование в соответствии со своим темпом [3; 7].


В современной образовательной парадигме растущую роль играют дистанционные образовательные программы, которые не только обеспечивают удобство и гибкость, но также минимизируют образовательный разрыв [9]. Этот подход предоставляет качественное обучение независимо от местоположения студентов и приносит экономическую выгоду как образовательным учреждениям, так и учащимся. Особую ценность данный фактор представляет в контексте непрерывного образования на протяжении всей жизни, когда возникает необходимость в приобретении новых знаний и навыков в любой момент профессионального пути [4; 10].


Современная образовательная система активно применяет дистанционное обучение как стандартный инструмент, который расширяет возможности учебных заведений и учащихся. Этот метод обеспечивает непрерывность образования в любых обстоятельствах, способствуя развитию как личности, так и общества в целом [13].


Однако помимо очевидных преимуществ, существуют потенциальные ограничения, включая необходимость стабильного и быстрого интернет-соединения для эффективного обучения [12]. Дистанционное обучение предполагает отсутствие личного контакта, что для некоторых обучающихся может оказаться недостатком. Организация времени и поддержание мотивации без постоянного присутствия преподавателей также могут вызывать сложности.


Дистанционное обучение представляет собой эффективный подход к образованию, отличающийся от традиционных образовательных технологий. Однако целью дистанционного обучения не является полное замещение традиционных форм, а создание дополнительных возможностей для преподавателей и обучающихся. Идеальным вариантом обучения является комбинированное обучение, такой подход позволяет получить доступ к обширному учебному материалу путем использования информационных технологий, а затем применить полученные знания на практике во время очных учебных занятий.


Таким образом, в условиях глобального развития технологий и цифровой экономики важность дистанционного обучения неуклонно возрастает, обеспечивая доступность образовательных услуг. Различные образовательные технологии обладают своими преимуществами, и их совместное применение может способствовать достижению оптимальных результатов в процессе обучения.

 

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.03.2024).

2. Горовая О.А. Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obrazovanie-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 15.03.2024).

3. Гусманов Р.У., Низамов С.С. К вопросу цифровизации системы образования //  Модернизация аграрного образования: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. Томск-Новосибирск, 2021. С. 166-169.

4. Масалимов Р.Н., Габдулхаков Р.Б. Социальные проблемы сельской молодежи Республики Башкортостан // Forms of social communication in the dynamics of human society development: Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. London, 2013. С. 58-62.

5. Масалимов Р.Н., Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодёжь как субъект социальной системы (на примере Республики Башкортостан) // Influence of the social processes globalization factor on the economical and legal development of states and corporations. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the XCIII International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Economics and Management, Jurisprudence, Sociological, Political and Military sciences. 2015. С. 87-89.

6. Мирзаев Ш.С. Задачи дистанционного обучения. Программные реализации систем дистанционного обучения // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 12. С. 839-842.

7. Низамов С.С. Цифровая трансформация системы образования // Современные цифровые технологии в деятельности образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации: Сборник материалов 4-й Международной конференции. Уфа, 2022. С. 51-55.

8. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. С. 159-162.

9. Соколов В.М., Стовба А.В. Медицинское образование и проблемы социально-ответственной реализации достижений биоэтики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 251.         

10. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. М.. Издательский центр «Академия», 2019.

11. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет». Уфа, 2015. 151 c.

12. Стовба А.В., Султанова А.Р. Противодействие коррупции как фактор экономической̆ безопасности в государстве // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 4 (16). С. 71-76.

13. Стовба А.В. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии // В мире научных открытий. 2011. № 4 (16). С. 229-233.


Обновлено 02.04.2024 14:19
 
Яндекс.Метрика