Главное меню

Человеческий капитал в формате цифровой экономики PDF Печать E-mail
Автор: Запивалова С.Е.,Стовба Е.В.,Габдулхаков Р.Б.   
02.04.2024 14:15

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ФОРМАТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Запивалова С.Е., студентка,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Стовба Е.В., д.э.н., профессор,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

Габдулхаков Р.Б., д.и.н., профессор,

ФГБОУ ВО Уфимский государственный

нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В статье рассматривается роль человеческого капитала в условиях развития цифровой экономики. Отмечается, что цифровая трансформация предъявляет новые требования к знаниям, навыкам и компетенциям работников, что обуславливает необходимость пересмотра подходов к их развитию и управлению. Раскрываются основные элементы человеческого капитала в цифровой экономике, включая цифровые компетенции, способность к адаптации, креативность и критическое мышление. Определены ключевые направления развития человеческого капитала, такие как интеграция цифровых компетенций в образовательные программы, внедрение гибких форматов обучения, создание условий для непрерывного профессионального развития и эффективное управление талантами в организациях.

Ключевые слова: человеческий капитал, цифровая экономика, цифровые компетенции, непрерывное обучение, управление талантами.

 

В условиях стремительного развития цифровых технологий и трансформации традиционных экономических моделей, роль человеческого капитала приобретает ключевое значение для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития. Цифровая экономика предъявляет новые требования к знаниям, навыкам и компетенциям работников, что обуславливает необходимость пересмотра подходов к их развитию и управлению [2; 6].


Человеческий капитал в цифровой экономике включает не только профессиональные знания и навыки, но и способность к адаптации, креативность, критическое мышление и умение работать в команде. Особую ценность приобретают цифровые компетенции, такие как владение информационными технологиями, аналитические навыки и умение работать с большими данными [7; 8]. Важным становится также понимание процессов цифровой трансформации и готовность к непрерывному обучению.


Развитие человеческого капитала в цифровой экономике требует комплексного подхода, включающего совершенствование системы образования, внедрение новых моделей обучения и повышения квалификации, а также эффективное управление талантами в организациях [10; 12]. Ключевыми направлениями являются:

1. Интеграция цифровых компетенций в образовательные программы на всех уровнях, от школы до высшего образования и профессиональной подготовки [9].

2. Внедрение гибких и адаптивных форматов обучения, основанных на использовании цифровых технологий, таких как онлайн-курсы, виртуальные симуляции, геймификация (геймификация (игрофикация, геймизация; англ. gamification), термин, означающий применение игровых элементов и механик к неигровым контекстам) и т.д.

3. Создание условий для непрерывного профессионального развития и переподготовки кадров с учетом динамично меняющихся требований рынка труда [3; 5].

4. Формирование эффективной системы управления талантами в организациях, включающей методы выявления, развития и удержания ключевых сотрудников [1; 4].

5. Совершенствование нормативно-правовой базы в области регулирования трудовых отношений, социальной защиты и мотивации работников в условиях цифровой экономики [11].


Реализация данных направлений позволит обеспечить формирование человеческого капитала, соответствующего требованиям цифровой экономики, и создать условия для устойчивого экономического развития.


В этом контексте искусственный интеллект может внести значительный вклад в развитие человеческого капитала. Интеллектуальные системы способны анализировать большие данные о навыках и компетенциях работников, выявлять перспективные таланты, разрабатывать персонализированные программы обучения и развития, а также оптимизировать процессы управления человеческими ресурсами. Внедрение технологий искусственного интеллекта позволит повысить эффективность использования человеческого капитала и ускорить процессы цифровой трансформации экономики.


Таким образом, формирование человеческого капитала, соответствующего требованиям цифровой экономики, является ключевым условием обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности. Реализация комплексных мер в этом направлении, с активным использованием возможностей искусственного интеллекта, позволит создать прочную основу для успешной цифровой трансформации.

 

Литература

1. Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь в социальной системе трансформационного периода // Российский научный журнал. 2016. № 3 (52). С. 66-74.

2. Гусманов Р.У., Низамов С.С. К вопросу цифровизации системы образования //  Модернизация аграрного образования: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. Томск-Новосибирск, 2021. С. 166-169.

3. Масалимов Р.Н., Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь как кадровый потенциал АПК (на примере Республики Башкортостан) // Российский научный журнал. 2014. № 5 (43). С. 75-79.

4. Масалимов Р.Н., Габдулхаков Р.Б. Социальные проблемы сельской молодежи Республики Башкортостан // Forms of social communication in the dynamics of human society development: Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. London, 2013. С. 58-62.

5. Масалимов Р.Н., Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодёжь как субъект социальной системы (на примере Республики Башкортостан) // Influence of the social processes globalization factor on the economical and legal development of states and corporations. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the XCIII International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Economics and Management, Jurisprudence, Sociological, Political and Military sciences. 2015. С. 87-89.

6. Низамов С.С. Цифровая трансформация системы образования // Современные цифровые технологии в деятельности образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации: Сборник материалов 4-й Международной конференции. Уфа, 2022. С. 51-55.

7. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. С. 78-81.

8. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий. 2014. № 7-1 (55). С. 636-653.

9. Соколов В.М., Стовба А.В. Медицинское образование и проблемы социально-ответственной реализации достижений биоэтики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 251.         

10. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет». Уфа, 2015. 151 c.

11. Стовба А.В., Султанова А.Р. Противодействие коррупции как фактор экономической̆ безопасности в государстве // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 4 (16). С. 71-76.

12. Стовба А.В. Инновационные процессы в современном российском обществе //  Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Нижневартовск: Тюменский индустриальный университет, 2016. С. 109-113.


 
Яндекс.Метрика