Главное меню

Должны ли итоговый и рубежный контроль проводиться очно при дистанционной и заочной формах обучения? PDF Печать E-mail
Автор: Мальцев Д.В.,Гилев А.Ю.   
31.03.2024 20:08

ДОЛЖНЫ ЛИ ИТОГОВЫЙ И РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОВОДИТЬСЯ ОЧНО ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ?

 

Мальцев Д.В., канд. хим. наук, доцент

Гилев А.Ю., старший преподаватель

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация: В статье описаны результаты анкетирования студентов, по вопросу формата проведения итогового и рубежного контроля при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения. Треть всех опрошенных студентов считает, что экзамены и зачеты при заочной и дистанционной формах обучения нужно сдавать очно. При этом на очном отделении так считают почти половина, а студенты заочного отделения в большинстве своем считают, что это не обязательно.

Ключевые слова: дистанционное обучение, заочное обучение, анкетирование, Яндекс.Формы, итоговый контроль, рубежный контроль.

 

Под термином «дистанционное обучение» сейчас подразумевают синонимичные понятия «дистанционное образование», «онлайн обучение», «интернет обучение», «удаленное обучение» [1]. При этом подразумевается, что все взаимодействие происходит через интернет. Хотя дистанционное обучение может происходить просто пересылкой реальных писем через почту. Но мы в статье будем подразумевать именно взаимодействие студентов и преподавателей через специальный сайт, информационную систему для дистанционного обучения. Подобная информационная система организована в Бирскойм филиале Уфимского университета науки и технологий(УУНиТ).


Для определения мнения по вопросу формата проведения итогового и рубежного контроля при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения было проведено анкетирование 12-16 мая 2023 года в Бирском филиале УУНиТ. Анкетирование проводилось анонимно с помощью Яндекс.Формы. Это бесплатной онлайн сервис для создания web-форм и сбора заявок [2]. Студентам был задан вопрос «Должны ли такие формы контроля как итоговый и рубежный, при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения, проводиться очно?».


В опросе приняло участие 218 студентов(155 с очного отделения, 55 с заочного, 8 с очно-заочного). Наибольшее количество участников было с трех факультетов:

Факультет физики и математики – 78 (очно–68, очно-заочно-3,заочно-7)

Факультет филологии и межкультурных коммуникаций(ФФиМК) – 54 (очно-52, заочно-2)

Факультет Педагогики – 32 (очно-11, очно-заочно-1, заочно-20)

Результаты анкетирование представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты распределения ответов студентов всех форм обучения на вопрос:

«Должны ли такие формы контроля как итоговый и рубежный, при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения, проводиться очно?»

 

Физмат

(78 чел)

ФФиМК

(54 чел)

Факультет Педагогики

(32 чел)

По всем факультетам

(218 чел)

Да должны

32%

(25 чел)

52%

(28 чел)

 

31%

(10 чел)

37%

(80 чел.)

Нет, это не обязательно

68%

(53 чел)

48%

(26 чел)

69%

(22 чел)

63%

(138 чел.)

 

Как видно из таблицы 1, чуть больше трети студентов считают что итоговый и рубежный контроль должны проводиться очно, то есть при личном присутствии студента в вузе.  По факультету физики и математики и факультету педагогики получены примерно такие же цифры. На факультете филологии и межкультурных коммуникаций уже половина студентов считают, что итоговый и рубежный контроль нужно сдавать очно. Это видится логичным, так как гуманитарные направления сложнее поддаются сведению к формальным параметрам (тесты, задания).


Интерес может представлять распределение ответов по формам обучения.

 

Таблица 2

Результаты распределения ответов студентов в зависимости от формы обучения на вопрос:

«Должны ли такие формы контроля как итоговый и рубежный, при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения, проводиться очно?»

 

По всем факультетам

(очное отделение)

(155 чел)

По всем факультетам

(заочное отделение)

(55 чел)

Да должны

42%

(65 чел.)

20%

(11 чел.)

Нет, это не обязательно

58%

(90 чел.)

80%

(44 чел.)

 

Из таблицы 2 видно, что 42% студентов очного отделения считают, что рубежный и итоговый контроль сдавать нужно очно. На заочном отделении так считают только 20%. Оба результата тоже видятся достаточно логичными. Студенты дневного отделения постоянно взаимодействуют с преподавателями и для них форма личной сдачи экзамена, зачета привычна и понятна. Хотя при анкетировании они и должны были посмотреть с точки зрения студентов заочного, дистанционного обучения. Но они опирались на свой опыт. Иначе очное обучение в их глазах бы обесценилось. Студенты заочной формы часто работающие люди и они стремятся по возможности сократить время пребывания в стенах вуза. По этому ответы тоже вполне логичны.


Делать разбиение результатов по факультетам в зависимости от формы обучения не целесообразно из-за малого количества участников опроса.


Таким образом, треть всех опрошенных студентов считает, что экзамены и зачеты при заочной и дистанционной формах обучения нужно сдавать очно. При этом на очном отделении так считают почти половина (42%), а студенты заочного отделения в большинстве своем (80%) считают, что это не обязательно.

 

Литература

1.                «Мусс, Г. Н. Организация учебного процесса с применением дистанционных технологий и электронного обучения : учебное пособие / Г. Н. Мусс. — Оренбург : ОГПУ, 2021. — 98 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174767 (дата обращения: 31.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.» (Мусс, Г. Н. Организация учебного процесса с применением дистанционных технологий и электронного обучения : учебное пособие / Г. Н. Мусс. — Оренбург : ОГПУ, 2021. — 98 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174767 (дата обращения: 25.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 6.).

2.                Яндекс.Формы. URL: https://www.seonews.ru/glossary/yandex-formy/ (дата обращения: 25.03.2024).


 
Яндекс.Метрика