Главное меню

Основные тренды цифровой трансформации образования PDF Печать E-mail
Автор: Самойленко Т.А.   
27.03.2024 00:50

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Самойленко Татьяна Алексеевна,

студент 2 курса магистратуры математического факультета группа М123,

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия

 

Аннотация. Цифровая трансформация затрагивает все сферы жизни современного общества, формируя новое поколение людей, которые повсеместно используют цифровые технологии для улучшения качества получаемых знаний и умений. В статье раскрыто влияние цифровой трансформации на сферу образования, а также возможности в образовательном процессе. В условиях динамично меняющегося мира, широкого использования информационно-коммуникационных технологий особенно возрастает значимость информатизации системы образования, которая предоставляет новые возможности самореализации личности. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества.

Ключевые слова: цифровизация образования, трансформация образования, тренды цифровой трансформации, цифровая образовательная среда.

 

Цифровая трансформация затрагивает все области современного общества, формируя новое поколение людей, которые используют цифровые технологии повсюду для улучшения качества знаний и навыков. Трансформация в образовании представляет собой особый комплекс мероприятий, направленных на обновление образовательного процесса и создание образовательной среды с учетом современных цифровых и педагогических технологий. При переходе к цифровым элементам образования необходимо не только повысить уровень компетенции педагогов, но и определить восприятие учащимися учебного материала в новом формате. В связи с этим большое значение имеет поиск и внедрение новых форм обучения, методов преподавания и психолого-педагогических приемов, которые помогают оценить качество восприятия учебного материала учащимися.


Развитие информационно-коммуникационных технологий в сочетании с современными методами обучения и управления требует изучения процессов цифровой трансформации в образовании. Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" направлен на создание и внедрение цифровой образовательной среды в образовательных учреждениях, а также на реализацию цифровой трансформации системы образования. Стратегия цифровой трансформации образования гласит, что этот процесс должен охватывать все уровни общего и профессионального образования и профессиональной подготовки. Отличительными чертами новой среды обучения являются цифровые технологии, методы искусственного интеллекта и построение системы управления знаниями. Среди конечных целей цифровой трансформации образования, выделяющих обеспечение инновационного развития и повышение престижа образования в России, можно выделить интеграцию накопленных результатов в различные области науки[1].


При переходе на "цифровое образование" можно выделить два основных направления: расширение учебных направлений с внедрением цифровых образовательных ресурсов; переход от традиционной модели организации образовательного процесса к смешанной модели путем внедрения электронного обучения и методов дистанционного обучения как способа улучшения образования. Цифровая трансформация современного образования - это не только обновление цифрового образовательного контента, но и внедрение формата дистанционного обучения и смешанного [2]. В данном случае цифровая трансформация образования является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Новые высокоэффективные образовательные практики могут быть разработаны в процессе оцифровки образования и будут использоваться в цифровой образовательной среде, основанной на цифровых технологиях. Появилась возможность для непрерывного повышение квалификации учителей. Будут разработаны новые цифровые инструменты, в том числе: новые сервисы и информационные ресурсы. Удаленная поддержка образовательных учреждений; овладение умением выполнять новые роли;поддержка учителей; создание благоприятной атмосферы в коллективе. Эффективное использование информационных технологий позволяет учителям в любом месте и в любое время учиться, экспериментировать с методами обучения и техниками, которые будут применяться в учебных заведениях. Формирование единого информационно-образовательного пространства предполагает активное использование цифровых технологий, развитие механизмов дистанционного обучения, что позволяет шаг за шагом повышать эффективность образовательного процесса [3].


Преподаватель сможет направлять учащихся, отбирая необходимую информацию, формировать собственные источники, привлекать внимание учащихся к действительно важной информации, которая будет более актуальной и востребованной. В то же время такой подход к образованию поможет снизить ответственность преподавателей за правильность и понятность подачи информации, поскольку в этом им помогут современные мультимедийные технологии [4]. И именно обучение, основанное на модели личностного подхода, отражает современные реалии в сфере образования. Это обеспечит доступ к полной информации об учащемся, позволяет разработать целенаправленную, индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося с учетом его сильных и слабых сторон, способностей и проблем. Персонализированное обучение обеспечивает студентам оптимальную среду, в которой они могут полностью реализовать свой потенциал, позволяет каждому чувствовать, что его ценят и о нем заботятся, что повышает не только успеваемость, но и уровень удовлетворенности и благополучия в целом. Суть цифровой трансформации образования заключается в достижении каждым учащимся необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса, основанного на использовании растущего потенциала цифровых технологий, включая использование методов искусственного интеллекта, инструментов дополненной и виртуальной реальности; развитие цифровой образовательной среды в образовательные организации; предоставление общедоступного широкополосного доступа в Интернет, работа с большими данными. Формирование у студентов фундаментальных знаний, которые позволят им получать новые знания, работать и переобучаться в будущем. Развитие творческого типа личности, способностей к групповой и аналитической работе, толерантности, формирование проектного мышления. Современная информация, которая передается студентам, предполагает не столько освоение предметных знаний, но и развитие компетенций, необходимых современной деловой практике. Этот материал должен быть хорошо структурирован и представлен в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с использованием современных средств коммуникации.Современные методы обучения - это активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии учащихся и их вовлеченности в образовательный процесс, а не только пассивное восприятии материала. Современная инфраструктура обучения, включающая информационные, технологические, организационные и коммуникационные компоненты, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционного обучения.


Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что сфера образования находится на пороге фундаментальных изменений, которые продиктованы изменившимися условиями окружающего мира и самого общества. Именно поэтому, важно планомерно подходить к цифровой трансформации образования, опираясь на реальные результаты. 

 

Литература

1. Воищева, Э.Л. Обеспечение саморазвития обучающихся в условиях цифровизации / Э.Л. Воищева // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы V Международной научно-практической конференции. – Саратов: СГМУ, 2023. – 381-386 с.

2. Исмагилов, Н. А. Современные технологии цифровой образовательной среды / Н. А. Исмагилов, И. Р. Хабибуллин, О. В. Азовцева // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). —  155–158с.

3. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. – 2020. – № 3 (47). –  3-16с.

4. Уваров, А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь. — 2019. — № 1–2 (25–26). —  22–37с.

 


 
Яндекс.Метрика