Главное меню

Трансформация образования: современные тренды как основной катализатор изменений в педагогике PDF Печать E-mail
Автор: Никиренкова А. Ю.,Попрядухина О. Ю.   
27.03.2024 00:23

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ КАК ОСНОВНОЙ КАТАЛИЗАТОР ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

 

Никиренкова А. Ю.

Попрядухина О. Ю.

Мелитопольский государственный университет, г. Мелитополь, Россия

 

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние педагогики, а так же уточняются такие понятия как «трансформация образования», «современное обучение» и «образовательные тренды». Освещены ключевые отрицательныеи положительные черты трансформационных процессов в сфере образования. Авторами статьи акцентировано внимание на важности взаимодействия и полноценного сосуществования, как традиционных подходов к обучению, так и новейших мировых веяний в области учебной деятельности.

Ключевые слова: современное образование, технологии обучения, цифровизация педагогики, трансформация учебного процесса.

 

Первостепенное значение сейчас приобретает не просто качественное образование, а процесс обучения и воспитания, как синтез личностной деятельности и целенаправленного, систематического и последовательного педагогического влияния со стороны учителя. Современным обществом этот процесс воспринимается как своего рода, гибридный, многогранный и сложноустроенный пространственный механизм, где происходит создание важных специфических условий для становления высокоинтеллектуальной личности.


Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов педагогической теории и практики выдвигает закономерный вопрос, в какой мере и как быстро, современное образование на всех своих этапах, может рефлексировать мировые тенденции и соответствовать запросам рынка труда.


Привлекают значительное внимание, именно в контексте вопроса о преимуществах и недостатках современных трендов, как продуцирующих основные преобразования в педагогике и их потенциальный рост в будущем, а на данный момент место в современном мире, работы известных учёных, практикующих педагогов, психологов, методистов: Алдошина М. И., Байкова Л. А., Богомолова Е. В., Еременко Т. В., Ильина Г. Л., Лызь Н. А., Мандель Б. Р., Марусева И. В., Насибуллова Г. Р., Околелова О. П., Фабрикова М. С., Хузиахметова А. Н., Яруллина И. Ф.


Анализируя содержательный, аспект таких терминов как «трансформация образования», «современное обучение» и «образовательные тренды», мы приходим к выводу о целесообразности уточненияих осмысления в разрезе нынешней действительности. С учетом сходных мнений ученых касательно трактования дефениций «трансформация» и «образование», можем отметить, что сейчас, термин «трансформация образования» воспринимается как единое понятие, включающее в себя некий творческий процесс объединения традиционных образовательных целей и задач, на основе уже используемых методов и форм, с постепенным внедрением инновационных технологий.


Можно констатировать единство взглядов всех исследователей на то, что содержание обозначенного понятия включает в себя не только структурную, но исущественную переработку образовательной системы, ведь трансформации призваны в первую очередь, улучшать результативные качества. Известный педагог Цыркун И. И. справедливо замечает, что передовое обучение является слиянием двух ключевых процессов, таких как: преподавание и обучение. Следует отметить, что в современном понимании, эти процессы рассматриваются в единстве, как неразрывные базовые компоненты одной системы [5, c. 257]. При этом необходимо подчеркнуть, что именно образовательные тренды и задают определённую траекторию развития преподавания и обучения. Опираясь на труды учёных, а также собственные теоретические поиски, мы полагаем, что современное образование представляет собой рефлексию изменений в мире, то есть, именно общемировые тренды влияют на педагогику, как в целом, так и в частности [3, c. 110]. Наиболее заметен, в первую очередь процесс инфляции получаемых знаний.


Очевидным отрицательным последствием роста уровня массовости образования является обесценивание. Ведь один из самых популярных трендов современного обучения проходит под идеей «доступное образование для всех». Безусловно, доступность учебных ресурсов необходимое условие для полноценного обучения, но важно подчеркнуть, что при таком объёме данных обучающийся с трудом дифференцирует качественные данные и не умеет анализировать полученные факты самостоятельно.


Иными словами, у современных школьников и студентов, которые в своём большинстве в будущем будут кадровыми работниками, зачастую практически отсутствуют такие важные элементы образовательного процесса как:

·                   накапливание, сбор информации, фактов и показателей, связанных по определённым признакам и характеристикам;

·                   аккумулирование полученной информации, на основе комплексного анализа и соотнесения найденных сведений между собой;

·                   определение важных и второстепенных показателей, которые влияют на формулировку определённых выводов, на основе поставленных задач;

·                   фиксирование длительной концентрации для решения учебной задачи (при наличии обширного спектра информации, обучающиеся избегают ступенчатого решения, пытаясь быстро найти ответ, тем самым способствуя снижению уровня критического и аналитического мышления);

·                   осуществление глубокого изучения концептуальных идей, которые напрямую связаны с обучением, в первую очередь это активная мыслительная деятельность, проблемное обучение, индивидуализация учебного процесса, практическое применение знаний, умений и навыков [2, c. 10-11, 5];

·                   формирование соответствующих знаний, как непосредственного итога понимания и что самое важное, усвоение информации.

Последний компонент, можно назвать ключевым, поскольку только после его завершения,происходит применение на практике, усовершенствование и полная интеграция теории и деятельности, в виду этого, осуществляется генерация новых, более совершенных знаний [1, c. 40-41].


Сущность вышеизложенного сводится к следующему, чем большее количество людей получают дипломы об образовании, тем важнее быть конкурентоспособным, поскольку естественно, что при отсутствии роста или уменьшения количества рабочих мест, квалификационные требования, вне всякого сомнения, повышаются, что приводит к дальнейшему ужесточению соответствий между запросом в обществе и возможностями учебных заведений [4, c. 98-99]. В то же время, обучение не является аморфным, ведь имеет чёткую программу, которая соответствует нормативным документам государственного уровня в сфере образования. Активы педагогики крайне гибкие и способны достаточно быстро реагировать на трансформации, тем самым удачно совмещая традиционный учебный материал с трендовыми методами и способами его подачи, тем самым повышая медиаграмотность преподавателей и учеников, повышение мотивационного аспекта, а так же, поощрение инициативы обучения на протяжении всей жизни.


В заключение следует остановиться на том, что современная образовательная среда не является универсальной, на данном этапе все больше и больше упор основного внимания переносится именно на гибкие модели обучения, которые учитывают индивидуальные потребности каждого отдельного участника учебного процесса, но и коллектива в целом, включая педагога, как основного руководителя этого процесса.


Такие модели обучения удачно соединяют в себе вариативные возможности выбора интересующих курсов, тем и самое главное, удобных методов для учеников/студентов, не зависимо от уровня обучения, за исключением первой ступени образования, где весь учебно-воспитательный процесс проходит под полным управлением педагогического сотрудника (т.е. дошкольного образования).


Это даёт полное основание говорить о том, что подобная формула обучения предлагает наибольший спектр определения своего собственного профессионального для преподавателей и учебного для учащихся пути, тем самым обеспечивая перманентный интерес, потребность в новых знаниях и максимальную мотивацию к учебному процессу в целом, избегая несоответствия между желаемым и действительным результатом.


Все это указывает на то, что непрерывное обучение и адаптация к новым реалиями и условиям жизни, представляют собой ведущие факторы к успеху в современном мире.

Литература

1.                Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н. Трансформация образования: основы, теории, технологии // Образовательные технологии. 2017. №4. С. 38-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovaniya-osnovy-teorii-tehnologii (дата обращения: 19.03.2024).

2.                Гасинец М. В., Авдеенко Н. А., Михайлова А. М., Федоров О. Д., Пащенко Т. В. Большие идеи для содержания образования. М.: НИУВШЭ, 2020.  60 с. 

3.                Касаткин П. И.  Современное образование: функции и предназначение // Проблемы современного образования. 2017. №5. С. 10-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-obrazovanie-funktsii-i-prednaznachenie (дата обращения: 22.03.2024).

4.                Охлупина О. В.  Трансформация образования: возможные перспективы // Философия. Психология. Педагогика. 2021. №1. С. 96-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovaniya-vozmozhnye-perspektivy (дата обращения: 19.03.2024).

5.                Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб-метод, пособие /  И. И. Цыркуна, А. И. Андарало, Е. Н. Артемёнок [и др.]; под общ.ред. И. И. Цыркунаинск : БГПУ, 2013. 516 с.


 
Яндекс.Метрика