Главное меню

Особенности использования информационно - коммуникационных технологий при обучении детей грамоте PDF Печать E-mail
Автор: Ахмадиева Э.Н., Танцурова Н.В.   
25.03.2024 22:34

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ


Ахмадиева Э.Н., Танцурова Н.В.,

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №4, г.Бирск, Россия

 

Аннотация: Использование ИКТ на уроках обучения грамоте - средство повышения качества образовательного процесса. Информационные технологии позволяют совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала. В статье описан опыт использования интерактивных презентаций при обучении детей грамоте и развитию речи.

Ключевые слова: информация, технологии, обучение грамоте, школа, компетентность, образование, информационные технологии, интерактивные презентации.


По словам Виссариона Григорьевича Белинского «без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». На наш взгляд, эти слова были адресованы учителю, который должен постоянно двигаться вперёд, беспрестанно совершенствоваться и, соответственно, должен применять всё это в своей работе.


В современном мире прочно устоялось понятие «информационно - коммуникационные технологии». Без них сегодня невозможно представить образовательный процесс, который по всем параметрам  обязан соответствовать требованиям информационного общества. Как вызвать интерес у ребёнка, как помочь ему усвоить всю ту информацию, которую даёт школа и окружающий мир? Как самому учителю организовать процесс подачи и усвоения материала обучающимся, имеющим различный уровень мыслительной деятельности? Каждый учитель начальной школы ежедневно задаётся этими вопросами.


Детям, которые только переступили порог школы, трудно ещё ставить перед собой цели, стимулирующие активное участие в учебном процессе. Тут то и на помощь приходят компьютерные технологии. Они позволяют быстро готовить различные пособия, раздаточный материал, позволяют создавать задания для проверки усвоения материала, а главное повышают уровень использования  наглядности на уроке. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Учёные же, в свою очередь, говорят, что ребёнок может запомнить только 20% того, что слышит, 30% того, что видит глазами, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.


В своей работе по обучению грамоте и развитию речи детей мы стараемся на каждом уроке использовать информационно - коммуникационные технологии, потому что это мощный педагогический инструмент и  мы считаем, что им надо владеть каждому учителю. Такие уроки – яркие, захватывающие, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Эффективным методом овладения детей грамотой являются компьютерные игры, которые мы разрабатываем в программе Microsoft Power Point. С их помощью закрепляем умения ориентироваться в звуковой схеме слова, интонационно выделять в слове звук, совершенствовать звуковую культуру речи, пополнять словарный запас, развивать связную речь у детей. Также мы создаём различные презентации, которые позволяют разместить большой объем информации. Это тексты, картинки, какие-то графические символы, звуковые элементы, анимация. Использование интерактивных презентаций, в которых ребенок   выполняет разноуровневые задания обучающего характера, а в качестве поощрения получает  различные неожиданные эффекты – всё это  очень нравятся детям. В своей практике мы используем такие игры, как  «Найди букву»(для развития фонематического слуха и мыслительных операций), «Какое слово хотел нарисовать художник»(тренирует обучающихся в выделении первого звука и составлении из них новых слов), «Рассели друзей по домикам»(для  закрепления навыка деления слов на слоги), «Потерялись животные»(отрабатывает навык различения гласных и согласных звуков на слух, умения выделять первый звук в слове), «Зашифрованное слово» (развивает умение изменять слова, придумывать новые), «Ребусы»(для развития логического мышления).


Основной целью ИКТ является повышение качества образовательного процесса. ИКТ мы используем на любом этапе урока: в начале урока при создании проблемной ситуации; изучении новой темы(презентации, рисунки, видеофрагменты); на этапе закрепления и проверки знаний обучающихся. Для обучения письму детей в первую очередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений. Если показ написания элементов буквы и соединения букв учителем на доске сопровождается мультимедийным подкреплением, процесс обучения становится более эффективным, красочным и образным.


Конечно, нельзя забывать и о элементарных санитарных нормах. По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 7-8 лет – 15-20 минут. При работе обучающихся располагают не ближе 2 м и не дальше 5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня.


Таким образом, применение информационно - коммуникационных технологий в период обучения грамоте помогает усвоить материал быстрее и доступнее, а также повышает уровень знаний обучающихся.

Литература

1.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.-208 с.

2. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева Методические условия обучения детей грамоте- М.: Изд-во Айрис Пресс, 2007 -112с.


 
Яндекс.Метрика