Главное меню

Электронно-библиотечные системы как ресурс самообразовательной деятельности преподавателя высшей школы PDF Печать E-mail
Автор: Лазарев А.И.   
15.03.2024 17:53


ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ КАК

РЕСУРС САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Лазарев А.И., библиотекарь категории

Уральский филиал Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Челябинск, Россия

 

Аннотация. В статье обозначена роль и преимущества электронно-библиотечных систем в вузовской системе образования. Охарактеризованы цифровые инструменты и функциональные возможности наиболее распространенных электронно-библиотечных систем для организации процесса самообразования преподавателя вуза. Описан опыт применения электронно-библиотечных систем в Финансовом университете при Правительстве России.

Ключевые слова: самообразование преподавателя, электронно-библиотечные системы, цифровые библиотеки, электронные издания.

 

Процесс активного развития информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в последние десятилетия обусловил внедрение электронно-библиотечных систем (ЭБС)в учебный процесс высших учебных заведений.


В обобщенном понимании, под термином «электронно-библиотечная система» понимается научно-организованный и структурированный комплекс электронных изданий учебного, научного и дидактического назначения, сформированный в соответствии с нормами Федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по группам специальностей и направлений подготовки.


Как отмечает ряд авторов [1, 2, 3], повсеместное использование электронно-библиотечных систем реализуется с 2010 г. Именно тогда состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке на базе Министерства образования и науки России [2, с. 16], на котором было принято решение о внедрении электронно-библиотечных систем (как подвида электронных библиотек) в деятельность профессиональных образовательных организаций.


У старейшего учебного заведения нашей страны в области подготовки экономических кадров – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, начиная с 2012 г. имеется централизованная подписка на целый перечень электронных образовательных ресурсов, таких как Юрайт, Znanium, Лань, Book.ru, Университетская библиотека online, Гребенникon, Alpina Digital, Statista, Cbonds, Arts&Sciences, Academic Focus / Academic Reference, как для университета, его колледжей и лицея, так и для всех региональных филиалов вуза. Также функционирует и активно используется электронная библиотека Финансового университета собственной генерации.


Следует выделить значение электронно-библиотечных систем в самообразовании научно-педагогических работников. Вначале оговоримся, что по нашему мнению, ЭБС хорошо дополняют традиционные книжные фонды библиотечно-информационного комплекса Финуниверситета и библиотек региональных филиалов. Безусловным их преимуществом является тематическая полнота литературных массивов. Ведь, нередко практически все вузы в наше время сталкиваются с проблемой финансирования комплектования библиотечного фонда. Высокая стоимость печатной полиграфической продукции, усложненная процедура государственных закупок (прежде всего, для работников библиотек), а также невысокий объем выделяемых финансовый средств для приобретения учебной и научной литературы не способствуют удовлетворению информационных потребностей читателей библиотек из числа профессорско-преподавательского состава. Тем не менее, мы не стали бы противопоставлять возможности фонда печатных изданий и электронных библиотек. Цифровые информационно-библиотечные ресурсы – это дополнение, но никак не альтернатива традиционным книжным и периодическим изданиями.


Однако, на сегодняшний момент, электронно-библиотечные системы явились для многих преподавателей не только площадкой для использования цифровых инструментов и возможностей ЭБС в осуществлении образовательной деятельности со студенческой аудиторией, но и устойчивым ресурсом для самообразования.


Исходя из нашей профессиональной практики, выделим наиболее актуальные элементы для самообразования педагога высшей школы. Структура современной электронно-библиотечной системы это не только возможность полноэкранного чтения актуальных научных и методических изданий в режиме 24/7, но и также использование комплекса визуальных и аудиальных средств передачи информации. Так, в ЭБС «Юрайт» и «Лань» некоторые учебники содержат ссылки на видеоуроки и аудиолекции в соответствии с изучаемой темой, что обеспечивает наглядность и способствует пониманию и усвоению учебного материала.


Литературный массив формируется почти во всех ЭБС по общей и расширенной системе поиска, тематическим рубрикам (например, в Znanium по разделам – «Новинки», «Статьи», «Авторы», «Издательства»; вBook.ru – «Базовая коллекция», «Тематическая коллекция», «Аудиокниги», «Школьные учебники»), а также по общепринятым классификационным системам, таким как государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ), общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО),  универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК), что обеспечивает удобство поиска необходимых для профессиональной деятельности изданий.


Одна из частых проблем преподавателей – проверка уникальности собственных научных трудов (статей, учебных пособий, монографий и др.) на основе бесплатного доступа. Данный вопрос может решить специальный сервис «Аналитика текстов» ЭБС «Znanium». Данный модуль осуществляет интеллектуальный поиск и анализ научных публикаций. Проверить уникальность текста можно с помощью подраздела «Поиск заимствований», а проанализировать свой текст на наличие общенаучной и ненаучной лексики, описания задач, методов и выводов исследования, количество речевых дефектов, нарушений падежного согласования, синтаксической связности, согласования однородных существительных и управляющего слова, содержания плеоназмов возможно благодаря подразделу «Анализ научных текстов».


Еще одним немаловажным элементом самообразования преподавателя вуза средствами электронно-библиотечных систем является организация дистанционного обучения по актуальным вопросам образования, науки и информационно-аналитической деятельности. В частности, ЭБС «Юрайт» проводит бесплатное обучение педагогов по использованию собственных электронных ресурсов по базовому и продвинутому уровням подготовки в форматах видеолекций и практических заданий на платформе. Ежегодно силами ЭБС «Юрайт» проводятся всероссийские научно-практические онлайн-конференции, в рамках которых любой желающий подписчик ЭБС может освоить программу повышения квалификации с выдачей удостоверения. По итогам конференций издаются сборники материалов. Активно проводят вебинары и реализуют курсы повышения квалификации также Znanium, Лань, Book.ru (издательская группа «КНОРУС»), Университетская библиотека online (Директ-Академия).


Таким образом, ресурсная база электронно-библиотечных систем в полной мере может способствовать процессам самообразования и профессионального саморазвития личности преподавателя высшей школы на основе подписки высших учебных заведений. Все эти возможности следует рационально использовать как неотъемлемый элемент для совершенствования информационно-профессиональной компетентности. От того, насколько подготовлен и интеллектуально развит педагог нашего времени зависит качество вузовской подготовки студентов – будущих специалистов и ученых.

Литература


1.       Воропаев, А. Н. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России: отраслевой доклад / А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев. – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ, 2010. – 60 с. – Режим доступа: https://ifap.ru/library/book483.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

2.       Использование потенциала электронных библиотек и электронных библиотечных систем в деятельности профессиональных образовательных организаций при внедрении технологий онлайн-образования: методические рекомендации для преподавателей / Под редакцией Н.Ю. Корнеевой, Е.А. Гнатышиной, Д.Н. Корнеева, Н. В. Увариной, Р.Х. Гафиятова. – Челябинск: БиблиотекаА. Миллера, 2022. – 79 с.

3.       Каллиников, П. Е. Электронные библиотечные системы и революция медиа / П. Е. Каллиников // Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 107–110.



Обновлено 15.03.2024 17:54
 
Яндекс.Метрика