Главное меню

Информационно-образовательная среда как основа развития младшего школьника как грамотного зрителя в процессе создания интерактивной экскурсии по художественному музею PDF Печать E-mail
Автор: Никандрова А.В.,Никандрова Ю.В.   
11.03.2024 19:53

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ГРАМОТНОГО ЗРИТЕЛЯВ ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ МУЗЕЮ

Никандрова А.В., аспирант 1 курса,

ФГБОУ ВО «Новгородский государственный

университет имени ЯрославаМудрого»,

г. Великий Новгород, Россия

Никандрова Ю.В., учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»

г. Великий Новгород, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты информационно-образовательной среды как основы для применения на учебных занятиях современных, цифровых, образовательных технологий. Описаны основные положения интерактивной экскурсии на занятиях в рамках внеурочной деятельности в области изобразительного искусства в начальной школе. Раскрыто понятие грамотный зритель по отношению к обучающемуся младшего школьного возраста.

Ключевые слова: грамотный зритель, художественный музей, информационно-образовательная среда, интерактивная экскурсия.


Традиционно в отечественном образовании «Изобразительное искусство» как предмет относится к базовым предметам начальной школы. Б.М. Неменский в своей работе «Педагогика искусства» рассуждая о доминантности задач при изучении изобразительного искусства,одной из приоритетных задач называет – воспитание грамотного зрителя [8, с. 81-86]. В данном контексте он отмечает – «Смотреть искусство – это труд, труд души каждого человека. И от этих усилий жизнь своя и окружающих становится ярче, интереснее» [4, с. 124].


Вслед за Е.О. Орловой под грамотным зрителем мы будем понимать того, кто открыт к диалогу с художником и умеет читать художественный текст, владеет языком живописи, знает законы построения (написания) картины для того, чтобы понять идею-образ автора [9, с. 36-39].


Отметим, что и общественный заказ, выраженный в Федеральном государственном образовательном стандарте НОО подтверждает нацеленность на развитие способности обучающихся к диалогу с автором-художником [11, с. 8]. Основываясь на данном положении, содержательный раздел «Примерной основной образовательной программы НОО» по изобразительному искусству начинается с раскрытия темы «Восприятие произведений искусства», в которой предлагается рассмотреть отношения художника и зрителя, в том числе и через изучение коллекций как ведущих художественных музеев России, так и региональных музеев [10, с. 169].


Заметим, что обращение к коллекциям художественных музеев в образовательном процессе может сопровождаться рядом сложностей, например, не все обучающиеся могут посмотреть конкретное собрание картин при реальном непосредственном посещении музея, т.е. «в живую». С целью повышения эффективности проведения учебных занятия, педагогу необходимо освоить многообразие существующих цифровых методов обучения.


В этой связи, Е.Г. Лукьянова говорит, что основой современной системы образования выступает «информационно-образовательная среда (совокупность условий, обеспечивающих обучение), а выходящее на первый план – интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса в начальной школе» [7, с. 66].


В подтверждение данного положения, ФГОС НОО 2022 г. призван обеспечить «развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями, а также предоставить доступ к информационным ресурсам информационно-образовательной среды организации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» [11, с. 1, 12].


В дополнение к вышесказанному, Г.С. Котов в работе «Современные образовательные технологии в эпоху цифровизации» выделяет три ключевые технологии: технология смешанного обучения (система, основанная на единстве традиционных методов обучения и цифровых технологий, включающая офлайн и онлайн форматы обучения);технология реверсивного обучения (система, позволяющая увеличить количество занятий, проводимых в дистанционном формате, а также обеспечивающая продуктивность развития компетенций обучающихся);геймификация (система применения механизмов компьютерных игр в неигровом контексте, способствующих достижению образовательных целей) [5, с. 228-229].


В свою очередь, Е.И. Виштынецкий, обращает внимание, что использование современных информационно-коммуникационных технологий должно обеспечить реализацию следующих задач:«поддержка и развитие системности мышления обучающегося; поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; принцип индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности» [3, с. 32-37].


Кроме того, авторский коллектив И.Г. Алмазова, Е.В. Долгошеева, С.Н. Числова дополняет, что «использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в современной начальной школе позволяет «развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способностями работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к системно-деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности» [1, с. 29-30].


И.В. Курышева, выделяет ключевые сферы общения современного младшего школьника: «ученик – учитель», «ученик – ученик» «ученик – компьютер», «ученик – компьютер – ученик», «ученик – компьютер – учитель», которые, по мнению автора, наиболее полно отражают особенности коммуникативного взаимодействия обучающегося в современной начальной школы. При этом в учебной деятельности, по мнению автора, должны использоваться наряду с традиционными методами и технологиями обучения – современные, которые будут способствовать самореализации личности учащихся, что представляется возможным при следующих условиях: наличие парной и групповой работы; взаимодействие учащихся между собой, с учителем, с учебной информацией и с компьютером [6, с. 161].


В этой связи, одним из направлений в развитии младшего школьника как грамотного зрителя может стать интерактивная экскурсия по художественному музею, которая, по мнению Аляевой и Яковлевой, позволяет создать эффект присутствия в исторически значимом месте, виртуализировать образовательный процесс, поместив обучающихся в специально-организованную среду, активизировав их познавательную активность [2, с. 62].


Отметим, что искусство по своей сути сопрягается с условиями интерактивной экскурсии, т.к. картины создаются художником в расчёте на зрительскую реакцию, т.е. предполагается личностное осмысление. Значит, с одной стороны, восприятие произведений искусства, предусматривает взаимодействие художника и зрителя, с другой стороны, обращение к коллекциям художественного музея может сопровождаться рядом сложностей, например, обучающийся не всегда готов выступать в качестве зрителя.


В этой связи, было проведено диагностическое исследование, которое показало, что младшие школьники различают некоторые жанры изобразительного искусства. При этом, восприятие произведений изобразительного искусства вызывает у них затруднение, большинство из обучающихся не смогли описать картину в совокупности всех средств художественной выразительности, осмыслить их в контексте идеи-замысла автора, а также высказать предположение об отношении художника к картине, значит, они не могут в достаточной степени проявлять себя в качестве грамотных зрителей, что подтверждает актуальность разработки специального проекта, ориентированного на восполнение недостающего качества.


В соответствии с этим положением мы разработали цикл занятий во внеурочной деятельности «Где живут картины?», где предполагается такаяпоследовательность рассмотрения этапов проекта:«Мы – ценители искусства» (знакомство с художественным музеем, предметами, которые составляют его коллекцию, формами посещения музея); «Прогулки по музею» (интерактивное посещение Новгородского музея изобразительных искусств и Эрмитажа, знакомство с жанрами ИЗО, выразительными средствами и художественными приёмами);«Стань автором интерактивной экскурсии» (происходит знакомство с особенностями создания интерактивной экскурсии с использованием программы PowerPoint в форме группового практического создания интерактивной экскурсии по Новгородскому музею изобразительных искусств).


         Педагог знакомит школьников с основными этапами создания интерактивной экскурсии в программе PowerPoint: выбор фона, шрифт, аудио- и видеосопровождение, анимация, гиперссылки, переходы и др. Далее педагог предлагает учащимся разделиться на несколько групп и перейти к практическому построению экскурсионной программы на основе выбранных ранее (в ходе очного посещения музея) произведений искусства.


Данный цикл занятий способствует обогащению и расширению знаний обучающихся о характеристиках картин на основе выразительных средств изобразительного искусства, позволяют вступить в диалог с автором, раскрыть его замысел, организовать взаимодействие потенциальных зрителей с произведениями искусства на основе сформулированных вопросов.

Литература

1.                Алмазова И.Г., Долгошеева Е.В., Числова С.Н. Современные технологии начального образования: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 86 с.

2.                Аляева М.Ю., Яковлева Е.Н. Инновационные методы обучения: интерактивная экскурсия с элементами ролевой игры// Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVмеждунар. Науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2016. – № 6 (28), с. 62-66.

3.                Виштынецкий Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. – 1998. – № 2. – С. 53-59.

4.          Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / под ред. Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2021. – 128 с.

5.                Котов, Г.С. Современные образовательные технологии в эпоху цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-3, с. 227-230.

6.          Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009, № 112. – с. 160-164.

7.                Лукьянова Е.Г. Использование современных образовательных технологий в начальной школе // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015, № 19. – С. 65-70.

8.                Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.

9.                Орлова Е.О. Грамотный зритель: учитель и ученик // Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. – №1 (99), с. 36-39.

10.           Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2015. – 339 с.

11.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями от 31 мая 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(дата обращения: 26.09.2023).


 
Яндекс.Метрика