Управление качеством образования на муниципальном уровне |
Автор: Пронина С.Н.,Стовба А.В. |
11.04.2024 08:54 |
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Пронина С.Н., студентка, Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Бирский
филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. Данная
статья представляет анализ системы управления качеством образования на
муниципальном уровне. Образование является ключевым фактором развития общества.
Эффективная система управления качеством играет решающую роль в достижении
целей образовательных учреждений. В статье рассматриваются основные принципы
управления качеством образования на муниципальном уровне, а также основные
проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются управленцы в этой области.
Предлагаются рекомендации по совершенствованию системы управления качеством
образования для обеспечения повышения эффективности образовательного процесса. Ключевые слова:
качество образования, государственное управление, муниципальное управление,
инновации в образовании. Управление качеством образования на муниципальном уровне играет важную роль в обеспечении качественного и доступного образования для всех граждан. Муниципальные органы управления образованием несут ответственность за разработку политики в области образования, распределение ресурсов, контроль за качеством образовательных услуг и обеспечение соответствия образовательных учреждений установленным стандартам качества [5; 7]. Рассмотрим
основные принципы управления качеством образования на муниципальном уровне: 1. Принцип системности
и комплексности. Управление качеством образования должно осуществляться на
основе системного подхода, учитывающего взаимосвязь всех элементов
образовательной системы. 2. Прозрачность и
открытость. Все процессы управления качеством образования должны быть
прозрачными и доступными для общественности. 3. Учет потребностей
всех участников образовательного процесса. Система управления качеством должна
учитывать интересы и потребности всех участников образовательного процесса -
учеников, родителей, учителей и общества в целом [1; 4]. 4. Непрерывное совершенствование. Процессы управления качеством образования должны быть направлены на постоянное совершенствование образовательной системы и повышение ее эффективности. Важно выделить, основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются управленцы в управлении качеством образования на муниципальном уровне. Недостаточное финансирование образования является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные органы управления образованием. Ограниченные бюджетные ассигнования могут привести к снижению качества образовательных услуг и ограничению доступности образования для определенных групп населения [2; 6]. Недостаточные средства могут отразиться на условиях обучения, квалификации педагогических кадров, доступности учебных материалов и технических средств, а также на возможности обновления учебных программ и внедрения инноваций в образовательный процесс [8; 11]. Проблема неравенства в доступе к образованию остается актуальной для муниципальных органов управления образованием. Неравные возможности получения качественного образования могут возникать из-за различий в социально-экономическом статусе семей, месте проживания, этнической принадлежности, инвалидности и других факторов [3]. Необходимо разработать и внедрить меры, направленные на сокращение этих неравенств и обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования. Нерациональное использование ресурсов может привести к неэффективности образовательной системы и снижению качества образования на муниципальном уровне. Это может включать в себя непродуманное распределение бюджетных средств, недостаточную оптимизацию инфраструктуры учебных заведений, неэффективное использование времени учеников и преподавателей, а также недостаточное внимание к профессиональному развитию педагогических кадров. Для преодоления этой проблемы необходимо сосредоточиться на повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, внедрении современных методов управления и обеспечении прозрачности и ответственности в использовании бюджетных средств [9; 10]. Отметим основные рекомендации по совершенствованию системы управления качеством образования. Для обеспечения качественного и доступного образования для всех граждан необходимо увеличить объемы финансирования образования. Это включает в себя увеличение бюджетных ассигнований на образование со стороны государства, а также поиск дополнительных источников финансирования, таких как частные инвестиции, гранты и спонсорские программы. Повышение финансовой поддержки образования позволит обеспечить современные условия обучения, обновление учебных материалов и технического оборудования, а также повысить квалификацию педагогических кадров. Важно разработать и внедрить эффективные механизмы мониторинга и оценки качества образования для оперативного выявления проблем и разработки мер по их устранению. Это может включать в себя создание специальных отделов или комиссий по мониторингу качества образования, разработку стандартов и критериев оценки, проведение регулярных аналитических обзоров и аудитов качества образовательных программ и услуг. Следует активно поддерживать и содействовать развитию инноваций в образовании для повышения его эффективности и качества. Это может включать в себя финансовую поддержку научных исследований в области образования, организацию конференций и семинаров по обмену опытом и передовыми практиками, а также создание платформ для обмена идеями и разработками в образовательной сфере. Поддержка инноваций способствует появлению новых методов обучения, внедрению современных технологий в образовательный процесс и повышению мотивации учащихся к обучению. Таким образом, система
управления качеством образования на муниципальном уровне играет ключевую роль в
обеспечении качественного и доступного образования для всех граждан. Необходимо
разработать и реализовать эффективные меры по совершенствованию этой системы
для обеспечения ее эффективности и соответствия современным требованиям. Литература 1. Гусманов Р.У.,
Низамов С.С. К вопросу цифровизации системы образования // Модернизация аграрного образования: Сборник
научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции.
Томск-Новосибирск, 2021. С. 166-169. 2.
Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический
ресурс развития сельских территорий региона (на примере Республики
Башкортостан) // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 4 (48). С. 296-303. 3. Масалимов Р.Н.,
Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь как кадровый потенциал АПК
(на примере Республики Башкортостан) // Российский научный журнал. 2014. № 5
(43). С. 75-79. 4. Низамов С.С.
Цифровая трансформация системы образования // Современные цифровые технологии в
деятельности образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика,
инновации: Сборник материалов 4-й Международной конференции. Уфа, 2022. С.
51-55. 5. Низамов С.С.,
Макарова О.Б. Общество, экономика и право: проблемы взаимодействия в
современных условиях // Общество, право, государственность: ретроспектива и
перспектива. 2023. № 2 (14). С. 71-74. 6.
Стовба Е.В., Масалимов Р.Н., Стовба А.В. Сельская молодежь в условиях
модернизации аграрной экономики (на материалах Республики Башкортостан) //
Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014.
№ 2. С. 14. 7. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Идрисова А.Т., Мешкова Н.Г.
Использование современных цифровых технологий в системе организации
муниципального управления региона // Конкурентоспособность в глобальном мире:
экономика, наука, технологии. 2023. № 8. С. 135-139. 8. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г. Современная финансовая
политика региона как фактор развития человеческого капитала (на примере
Республики Башкортостан) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 9. С. 107-115. 9. Askarov A.A., Stovba E.V., Stovba A.V. Strategic
planning of social and economic development of rural territory of the region on
the basis of foresight technologies // International Scientific Conference
"Far East Con" (ISCFEC 2018). Proceedings of the International
Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2018), 2018. P. 458-460.
10. Stovba Ye.V., Masalimov R.N. Using the behavioral
approach in forming strategy of sustainable development of rural territories of
a region // В мире научных открытий. 2014. № 9-1 (57). С. 389-407. 11. Stovba E.V., Gabdulkhakov R.B., Stovba A.V.,
Meshkova N.G., Kolonskikh N.E. The natural resource potential developmen in
rural areas in the context of the formation of the digital economy // Journal
of Agriculture and Environment. 2022. № 3 (23). |