Роль цифровых технологий в повышении эффективности государственного и муниципального управления |
Автор: Зайцев И.М.,Никифоров В.А.,Стовба А.В. |
11.04.2024 08:51 |
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Зайцев И.М., студент, Никифоров
В.А., студент, Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Бирский
филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. Данная
статья посвящена анализу цифровых технологий в
государственном и муниципальном управлении. В статье рассматриваются
способы применения цифровых технологий. Авторами делается
вывод, что внедрение цифровых технологий повышает эффективность управления на
государственном и муниципальном уровне. Ключевые слова: цифровые технологии, эффективность, государственное
управление, муниципальное управление В настоящее время цифровые технологии играют важную роль в современном государственном и муниципальном управлении, обеспечивая более эффективное взаимодействие между гражданами и государством. Отметим, что благодаря электронным порталам, люди могут получать информацию о различных государственных услугах, подавать заявки, оплачивать счета и следить за статусом своих запросов. Разработка специальных приложений позволяет гражданам получать доступ к государственным услугам и информации на своих мобильных устройствах. Цифровые платформы для обработки и хранения документов дают возможность управлять данными более эффективно. Использование программного обеспечения повышает эффективность работы муниципальных служащих. Применение алгоритмов и искусственного интеллекта помогает в прогнозировании потребностей сообщества и оптимизации ресурсов [8; 9]. Необходимо отметить, что в Российской Федерации действует Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года. Данная концепция стала первым документом, формирующим основы нормативного регулирования технологий искусственного интеллекта и робототехники. В Концепции определяются основные подходы к трансформации системы нормативного регулирования в Российской Федерации для развития технологий искусственного интеллекта и робототехники в различных сферах экономики с соблюдением прав граждан и обеспечением безопасности личности общества и государства. Министерство цифровой трансформации подготовило список проектов, связанных с нейронными сетями, которые должны быть реализованы в государственных органах в 2024 году. Так, МЧС представило систему искусственного интеллекта для прогнозирования уровня воды и температурных аномалий и предполагает использовать системы анализа изображений для обнаружения пожаров, дорожных аварий и разрушений. Министерство здравоохранения планирует использовать искусственный интеллект для выявления опухолей различного происхождения и признаков COVID-19 на снимках компьютерной томографии, что позволит более эффективно проводить профилактику заболеваний и лечение пациентов. Также в Министерстве промышленности и торговли есть возможность использовать чат-боты для консультирования пользователей по вопросам оказания помощи. На наш взгляд, такое взаимодействие поможет снизить риски при внедрении новых технологий, а также способствовать более оперативному внедрению инноваций в различные отрасли экономики [2; 3; 5]. Кроме того, государственно-частное партнерство может способствовать совместной разработке и реализации стратегий развития цифровой экономики, а также усилить взаимодействие между бизнесом и государственными органами в области цифровых технологий [4; 11]. В целом, это позволит улучшить условия для развития цифровой экономики и повысить конкурентоспособность российских компаний в международном масштабе [1; 7]. Важно констатировать, что искусственный интеллект является одной из основных технологий информационной инфраструктуры умных городов и цифровых регионов. С учетом реализации концепции «умного города» искусственный интеллект также применяется в сфере «умного» жилья, ЖКХ, «умного» транспорта, здравоохранения, общественной безопасности и общественного порядка, образования и т.д. [6; 10]. Среди облачных сервисов в государственном секторе наиболее востребованным является Saas - одна из форм облачных вычислений, модель обслуживания, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое провайдером. Огромный потенциал для трансформации государственного и муниципального управления имеет технология пятого поколения мобильных сетей 5G. Она предоставляет высокую пропускную способность и поддержку большого количества подключенных устройств. Эта технология позволяет создавать смарт-города, где данные с датчиков, камер и других устройств используются для оптимизации городской инфраструктуры. В муниципальном управлении технология 5G может обеспечить доступ к высокоскоростному интернету в учебных заведениях. Также 5G может использоваться для обеспечения связи и управления автономными транспортными средствами, что повышает безопасность и эффективность дорожного движения. Благодаря высокой надежности и скорости передачи данных 5G может быть использовано для обеспечения связи и координации в случае чрезвычайных ситуаций и природных катастроф. Муниципальные и государственные органы могут использовать виртуальную реальность для обучения, тренировок и визуализации данных. Таким
образом, приведенные примеры проектов и использования искусственного интеллекта
в государственных органах свидетельствуют о широком внедрении цифровых
технологий в Российской Федерации. Применение нейросетей, анализа изображений и
чат-ботов позволяет улучшить эффективность работы органов государственного
управления, сократить затраты на ручную обработку данных и повысить качество
предоставляемых услуг. Литература 1. Габдулхаков Р.Б.,
Полтарыхин А.Л., Цуканова О.М., Авдеев Ю.М. Оценка региональной конкурентоспособности:
перспективы АПК региона // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. Т. 13. № 6. С. 339-361.
2. Гусманов Р.У.,
Низомов С.С. Обеспечение продовольственной безопасности региона на фоне
принятых санкций и политики импортозамещения // Вестник Прикамского социального
института. 2017. № 2 (77). С. 55-58. 3. Гусманов Р.У.,
Низомов С.С. Импортозамещение сельскохозяйственной продукции на фоне санкций //
Агропродовольственная экономика. 2016. № 8. С. 7-13. 4. Гусманов У.Г.,
Низомов С.С. Применение методов моделирования для повышения эффективности
сельскохозяйственного производства // Никоновские чтения. 2016. № 21. С.
290-292. 5. Стовба А.В. Традиция
и новация в развитии современного российского общества. Диссертация на
соискание ученой степени кандидата философских наук / Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский
государственный университет». Уфа, 2015. 151 c. 6. Стовба А.В., Камаева
Р.Р. Туризм как фактор устойчивого развития муниципального образования // Наука
в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII Международной
научно-практической конференции. Грозный: Чеченский государственный
педагогический университет, 2022. С. 503-508. 7. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Иванов С.Е., Мешкова Н.Г.
Современные направления и проблемы развития малого бизнеса в сельской местности
Республики Башкортостан // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022.
№ 10-1. С. 152-159. 8. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г. Цифровые технологии
как инструмент повышения эффективности проектного управления развитием сельских
территорий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 8-2. С.
255-261. 9. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Идрисова А.Т., Мешкова Н.Г.
Использование современных цифровых технологий в системе организации
муниципального управления региона // Конкурентоспособность в глобальном мире:
экономика, наука, технологии. 2023. № 8. С. 135-139. 10. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г. Современная финансовая
политика региона как фактор развития человеческого капитала (на примере
Республики Башкортостан) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 9. С. 107-115. 11. Stovba E.V., Gabdulkhakov R.B., Stovba A.V.,
Meshkova N.G., Kolonskikh N.E. The natural resource potential developmen in
rural areas in the context of the formation of the digital economy // Journal
of Agriculture and Environment. 2022. № 3 (23). |