Особенности внедрения проектного подхода в процесс муниципального управления |
Автор: Тазиева И.О.,Стовба А.В.,Заярнюк А.Н. |
04.04.2024 10:33 |
ОСОБЕННОСТИ
ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В
ПРОЦЕСС МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Тазиева И.О., студентка, Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Заярнюк А.Н., доцент, Бирский филиал УУНиТ, г.
Бирск, Россия Аннотация.
Статья рассматривает особенности внедрения проектного
подхода в процесс муниципального управления. Авторы исследуют преимущества и
недостатки использования проектного подхода в управлении муниципалитетом, а
также рассматривают основные этапы внедрения проектного подхода и специфические
особенности, которые могут возникнуть при его применении. Представлены
рекомендации по внедрению проектного подхода в муниципальное управление,
которые указывают на необходимость обучения сотрудников и создания
соответствующей инфраструктуры для достижения оптимальных результатов. Ключевые
слова: проектный подход, муниципальное
управление, муниципалитет, управление. В современном мире эффективное управление на муниципальном уровне становится все более важным и актуальным направлением современной политики. В этом контексте проектный подход является неотъемлемой частью эффективного управления и развития территорий [3; 9]. Однако внедрение проектного подхода в процесс муниципального управления имеет свои особенности и требует комплексных решений. Проектный подход представляет собой системный подход к решению сложных задач путем создания временной организации для достижения конкретных целей. Включение этого подхода в процесс муниципального управления позволяет значительно повысить эффективность работы и обеспечить более качественные результаты. Однако внедрение проектного подхода требует определенных условий, таких как наличие квалифицированных специалистов, согласованных стратегических целей и понимание всех заинтересованных сторон. Муниципальное управление является сложным и многогранным процессом, требующим системного подхода и эффективных инструментов. Один из таких инструментов – проектный подход, который все чаще становится основой реализации задач и проектов в муниципальном управлении. Основная идея проектного подхода заключается в том, чтобы достичь определенного результата в рамках определенного времени и с определенными ресурсами [4]. Этот подход включает в себя не только планирование и выполнение конкретных проектов, но и управление ими на всех этапах – от создания и оценки проекта до его контроля, оценки и управления результатами. Внедрение проектного подхода в муниципальное управление имеет свои особенности. Во-первых, это связано с необходимостью изменения стереотипов и подходов к решению задач. Многие руководители и работники муниципальных органов привыкли к привычным формам и методам работы, и внедрение проектного подхода может вызвать сопротивление и неодобрение [1]. Поэтому необходимо проводить систематическую работу по информированию и обучению сотрудников, объясняя преимущества и цели проектного подхода. Во-вторых, внедрение проектного подхода требует создания соответствующей инфраструктуры и инструментов. Это включает в себя разработку процедур и методологий работы, а также использование специализированных программ и технологий [10; 11]. Проектный подход в муниципальном управлении имеет ряд преимуществ, которые обусловлены его специфическими особенностями. Он позволяет более четко определить цели и задачи, а также распределить ресурсы и ответственность между участниками процесса. Это способствует более эффективному использованию ресурсов, увеличению прозрачности и отчетности в муниципальном управлении. Также проектный подход способствует повышению координации и сотрудничества между различными подразделениями и структурами муниципалитета. Он способствует более эффективной коммуникации и взаимодействию, что помогает устранить дублирование функций и повысить качество предоставляемых услуг. Тем не менее, внедрение проектного подхода также влечет за собой ряд вызовов и сложностей [6]. В данном аспекте необходимо обеспечить достаточную подготовку и компетентность сотрудников, которые будут участвовать в проектах [12]. Они должны обладать не только профессиональными навыками, но и уметь эффективно работать в команде и решать проблемы. Также важно иметь стабильность финансового и организационного обеспечения проектов. Внедрение проектного подхода в процесс муниципального управления является сложной задачей, которая требует определенных этапов и использования соответствующих инструментов. Первым этапом является формирование группы проектного управления, которая будет отвечать за планирование, координацию и контроль выполнения проектов. В эту группу включаются специалисты, имеющие опыт в проектной работе и знание основных методологий и инструментов. Вторым этапом является анализ и оценка потребностей муниципалитета. Для этого проводятся исследования, определяются основные задачи и цели, а также ресурсы, необходимые для их достижения [2; 5]. На основе этого анализа формируется каталог проектов, который будет основой для последующего планирования. Третий этап - разработка проектного плана. На этом этапе определяются цели и задачи каждого проекта, формируется расписание работ и ресурсы, необходимые для их реализации. Также на этом этапе определяются ключевые показатели проектной деятельности и механизмы контроля. Дальше следует этап реализации проектов, который включает в себя выполнение работ в соответствии с планом, контроль выполнения задач и внесение корректировок при необходимости. Одним из ярких примеров успешного внедрения проектного подхода в муниципальное управление является проект "Улучшение инфраструктуры городского парка". В ходе этого проекта было обновлено освещение, установлены новые скамейки, построены площадки для игр, а также озеленены территории. Каждая фаза проекта была четко спланирована и надлежащим образом контролировалась муниципальными органами. Благодаря проектному подходу удалось достичь поставленных целей в срок и с ожидаемыми результатами. Еще одним интересным примером внедрения проектного подхода является проект "Развитие туристического потенциала региона". В рамках данного проекта было проведено исследование туристического рынка, разработана стратегия привлечения туристов и привлечения инвестиций в отрасль. Кроме того, были созданы рекламные материалы и проведены мероприятия по презентации региона как туристического направления. Благодаря проектному подходу удалось значительно увеличить число туристов и привлечь новые инвестиции [7]. Успешные примеры внедрения проектного подхода в муниципальное управление подтверждают его эффективность и значимость. Для успешного внедрения проектного подхода в муниципальное управление необходимо учесть ряд особенностей и следовать определенным рекомендациям. Во-первых, необходимо провести анализ текущего состояния муниципального управления и определить цели и задачи, которые планируется достичь с помощью проектного подхода. Это позволит указать направление развития и определить основные приоритеты [8]. Во-вторых, важно создать команду проектного управления, которая будет отвечать за реализацию проектов. Команда должна быть многофункциональной и включать различных специалистов с опытом в муниципальном управлении, финансах, технической поддержке и т.д. Третьим шагом является разработка системы мониторинга и контроля за реализацией проектов. Необходимо определить ключевые показатели эффективности, которые будут отражать степень достижения поставленных задач и целей. Это позволит своевременно выявить проблемы и предпринять меры для их устранения. Кроме
того, рекомендуется проводить обучение и подготовку сотрудников муниципальных
органов к работе в рамках проектного подхода. Обучение должно включать в себя
не только основы проектного управления, но и основы командной работы,
управления рисками, планирования и контроля. Литература 1. Бачурин Е.Ю., Низамов С.С. Понятие недобросовестной
конкуренции и ее влияние на безопасность предпринимательской деятельности //
Право: ретроспектива и перспектива. 2022. № 4 (12). С. 84-88. 2. Гусманов Р.У., Низамов С.С. К вопросу цифровизации
системы образования // Модернизация
аграрного образования: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции.
Томск-Новосибирск, 2021. С. 166-169. 3. Гусманов У.Г., Стовба Е.В. Стратегическое планирование
социально-экономического развития сельских территорий (на материалах
Нечерноземной зоны Республики Башкортостан). М.:
Издательство: Дашков и К°, 2015. 170 с. 4. Низамов С.С. Цифровая трансформация системы
образования // Современные цифровые технологии в деятельности образовательных
организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации: Сборник
материалов 4-й Международной конференции. Уфа, 2022. С. 51-55. 5. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного
российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
философских наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет». Уфа,
2015. 151 c. 6. Стовба А.В., Султанова А.Р. Противодействие коррупции
как фактор экономической̆ безопасности в государстве // Общество, право,
государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 4 (16). С. 71-76. 7. Стовба А.В., Камаева Р.Р. Туризм как фактор
устойчивого развития муниципального образования // Наука в современном мире:
взгляд молодых ученых: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Грозный:
Чеченский государственный педагогический университет, 2022. С. 503-508. 8.
Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Иванов С.Е., Мешкова
Н.Г. Современные направления и проблемы развития малого бизнеса в сельской
местности Республики Башкортостан // Вестник Алтайской академии экономики и
права. 2022. № 10-1. С. 152-159. 9.
Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г. Цифровые
технологии как инструмент повышения эффективности проектного управления
развитием сельских территорий // Вестник Алтайской академии экономики и права.
2023. № 8-2. С. 255-261. 10.
Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Идрисова А.Т., Мешкова
Н.Г. Использование современных цифровых технологий в системе организации
муниципального управления региона // Конкурентоспособность в глобальном мире:
экономика, наука, технологии. 2023. № 8. С. 135-139. 11.
Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г.
Современная финансовая политика региона как фактор развития человеческого
капитала (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2023. № 9. С. 107-115. 12.
Stovba E.V., Gabdulkhakov R.B., Stovba A.V., Meshkova N.G., Kolonskikh N.E. The
natural resource potential developmen in rural areas in the context of the
formation of the digital economy // Journal of Agriculture and Environment.
2022. № 3 (23). |