Цифровые инновации в системе государственного и муниципального управления |
Автор: Иликбаев Д.А. |
03.04.2024 13:10 |
ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Иликбаев Д.А., студент, Бирский
филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. Данная статья посвящена исследованию влияния цифровых
инноваций на систему государственного и муниципального управления. В статье
рассматриваются основные тенденции развития цифровых технологий, их внедрение в
сферу государственного управления на различных уровнях, а также последствия
этого процесса. Особое внимание уделяется анализу преимуществ, которые цифровые
инновации приносят управлению государственными и муниципальными структурами, а
также вызовам и проблемам, с которыми может столкнуться этот процесс. Ключевые
слова: цифровые инновации, цифровизация, муниципальное управление, цифровые
технологии. Цифровых инноваций в системе государственного и муниципального управления обусловлена необходимостью адаптации органов государственного и муниципального управления к современным технологическим тенденциям и вызовам цифровой эпохи. В условиях стремительного развития информационных технологий и цифровизации общества использование цифровых инноваций в государственном и муниципальном управлении позволяет повысить эффективность и качество предоставляемых услуг, улучшить взаимодействие с гражданами и бизнесом, а также снизить бюрократические процедуры и уровень коррупции [6; 8]. Ключевыми задачами цифровизации в контексте стремления государства к повышению уровня комфорта жизнедеятельности и благосостояния населения становятся мобильный, гибкий, эффективный стиль работы специалистов, повышение качества услуг, минимизация вмешательства государства в дела граждан [1]. В настоящее время в системе государственного муниципального управления происходит внедрение цифровых инструментов, предназначенных для предоставления государственных услуг, осуществления контрольно-надзорных функций и лицензирования. Специальные информационно-аналитические системы позволяют населению оценивать качество получаемых государственных услуг, собирать и обрабатывать статистические данные для оценки эффективности муниципального контроля, а также проводить оценку лицензирования [10]. Одним из ключевых аспектов цифровых инноваций в государственном и муниципальном управлении является автоматизация и оптимизация процессов. С использованием современных технологий и программных решений становится возможным автоматизировать многие рутинные задачи, что ранее требовало значительных временных и финансовых затрат. Например, вместо заполнения бумажных анкет и стояния в очередях граждане могут воспользоваться электронными сервисами для получения различных государственных услуг, таких как получение паспорта или водительских прав. Это не только экономит время и деньги граждан, но и снижает административную нагрузку на государственные и муниципальные органы власти. Другой важной ролью цифровых инноваций в государственном и муниципальном управлении является повышение доступности и качества государственных услуг. С использованием Интернета и мобильных технологий гражданам становится проще получать необходимую информацию и взаимодействовать с государственными и муниципальными органами власти. Например, через электронные порталы и приложения граждане могут получать информацию о своих правах и обязанностях, знакомиться с новостями и обновлениями в законодательстве, а также подавать заявления и документы онлайн [9]. Это значительно упрощает и ускоряет процесс получения государственных услуг, а также снижает вероятность возникновения ошибок и недостоверной информации. Кроме того, цифровые инновации способствуют улучшению взаимодействия между государством и гражданами. С помощью социальных сетей, электронных платформ и других цифровых инструментов государственные и муниципальные органы могут эффективно коммуницировать с гражданами, получать обратную связь и учитывать их мнение при принятии решений [12]. Например, проведение онлайн-опросов и обсуждений позволяет гражданам высказывать свои предложения и идеи по улучшению государственных услуг и влиять на принимаемые решения. Это способствует укреплению доверия между государством и гражданами, а также повышению прозрачности и открытости государственного и муниципального управления [3; 4]. Примеры успешного
использования цифровых технологий в муниципальном управлении включают в себя: 1.
Электронные порталы и сервисы для жителей: муниципалитеты создают
онлайн-платформы, где жители могут получать информацию, записываться на услуги,
оплачивать коммунальные услуги и отправлять обращения, что упрощает
взаимодействие с органами местного самоуправления. 2.
Системы мониторинга общественной инфраструктуры: использование цифровых
технологий, таких как Интернет вещей (IoT), для мониторинга состояния дорог,
зданий, общественных мест и другой инфраструктуры, что помогает быстро выявлять
проблемы и устранять их. 3.
Умные города (Smart Cities): внедрение технологий для
оптимизации управления транспортом, энергоснабжением, утилизацией отходов,
обеспечения безопасности горожан и других аспектов жизни города [2]. 4.
Электронные голосования и общественное обсуждение
проектов: организация
онлайн-голосований и публичных обсуждений для принятия важных решений с
участием жителей муниципалитета. 5. Использование аналитики для принятия решений: Применение аналитических инструментов на основе больших данных для оптимизации бюджетных расходов, планирования развития города и предоставления качественных государственных услуг. Эти примеры успешного использования цифровых технологий в муниципальном управлении свидетельствуют о значительном потенциале таких инноваций для улучшения качества жизни жителей и повышения эффективности управления на местном уровне. При этом существуют и определенные риски от внедрения цифровых технологий. Так, вполне вероятны потеря управления муниципалитетом в критической ситуации, несанкционированные доступы к электронным базам персональных данных, сопротивление чиновников надведомственным методам обмена информацией и принятия решений, что связано с опасениями потерять рычаги управления, опубликовать в открытом доступе данные о своих доходах [5; 11]. Существует также проблема доступности и малодоступности технологий. Не все граждане имеют доступ к интернету и не все обладают необходимыми навыками для использования цифровых инструментов. Это может привести к исключению определенных групп населения из процесса получения государственных услуг и ограничению их прав и возможностей. Поэтому важно разрабатывать и реализовывать программы и проекты, направленные на повышение цифровой грамотности и обеспечение доступности технологий для всех граждан [3; 7]. Цифровые инновации могут стать объектом злоупотреблений и угроз безопасности. С увеличением объема и важности цифровых данных также возрастает риск несанкционированного доступа, утечки или использования в корыстных целях. Поэтому необходимо разработать и внедрить соответствующие меры по защите информации и обеспечению кибербезопасности. Это включает в себя использование современных технологий шифрования, многоуровневых систем аутентификации и мониторинга, а также обучение персонала и граждан основам кибербезопасности. Таким образом, цифровые
инновации играют важную роль в современном государственном и муниципальном
управлении. Они позволяют оптимизировать процессы, повысить доступность и
качество государственных услуг, а также улучшить взаимодействие между
государством и гражданами. Однако для успешного внедрения цифровых инноваций
необходимо учитывать различные проблемы и риски, такие как доступность
технологий и кибербезопасность. Только совместными усилиями государственных
органов, бизнеса и граждан можно добиться максимальной выгоды от цифровых
инноваций в системе государственного и муниципального управления. Литература 1. Авцинова Г.И. Политика цифровизации в современной
России: особенности формирования и перспективы развития // PolitBook. 2019. №
4. С. 14. 2. Габдулхаков Р.Б., Мешкова Н.Г., Зыков Я.Д.
Цифровые технологии в утилизации твердых бытовых отходов Республики
Башкортостан // Цифровые технологии в государственном и муниципальном
управлении развитием территорий: новые концептуальные подходы: Материалы II Всероссийской (национальной)
научно-практической конференции. Уфа: УГНТУ, 2022. С. 7-10. 3. Гусманов Р.У., Низамов С.С. К вопросу
цифровизации системы образования //
Модернизация аграрного образования: Сборник научных трудов по материалам
VII Международной научно-практической конференции. Томск-Новосибирск, 2021. С.
166-169. 4. Карапетян Н. С., Каунов Е. Н. Трансформация
компетенций государственных служащих в условиях развития цифровых технологий //
Креативная экономика. 2020. Т. 14. №. 6. С. 993-1010. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kompetentsiy-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-usloviyah-razvitiya-tsifrovyh-tehnologiy
(дата обращения: 21.03.2024). 5. Назаров А.Д. Инструменты интернет-маркетинга в
период цифровизации экономики // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 10
(88). С. 62. 6. Низамов С.С.
Цифровая трансформация системы образования // Современные цифровые технологии в
деятельности образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика,
инновации: Сборник материалов 4-й Международной конференции. Уфа, 2022. С. 51-55. 7.
Стовба Е.В. Цифровые технологии как инновационный драйвер устойчивого развития
сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2020. № 7. С. 69-78. 8.
Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Стовба А.В. Цифровые инновации как драйвер
экономического развития сельских территорий // Менеджмент и маркетинг:
современное состояние, технологии и тенденции развития: Сборник научных статей.
Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.
Яковлева, 2021. С. 233-237. 9. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г. Цифровые технологии
как инструмент повышения эффективности проектного управления развитием сельских
территорий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 8-2. С.
255-261. 10. Стовба Е.В.,
Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Идрисова А.Т., Мешкова Н.Г.
Использование современных цифровых технологий в системе организации
муниципального управления региона // Конкурентоспособность в глобальном мире:
экономика, наука, технологии. 2023. № 8. С. 135-139. 11.
Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Горбунова О.С., Арасланбаев И.В., Стовба А.В.,
Даминева Э.Р. Роль цифровых технологий в развитии деятельности
сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2021. № 3-2.
С. 225-232. 12. Askarov A.A., Stovba E.V., Stovba A.V. Strategic
planning of social and economic development of rural territory of the region on
the basis of foresight technologies // International Scientific Conference
"Far East Con" (ISCFEC 2018). Proceedings of the International
Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2018), 2018. P. 458-460. |