Цифровая экономика и человеческий капитал |
Автор: Миннеханова В.В.,Стовба Е.В.,Хузина Ф.Р. |
31.03.2024 20:29 |
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ Миннеханова В.В., студентка, Стовба Е.В.,
д.э.н., профессор, Хузина
Ф.Р.,
к.ф.-м.н., доцент, Бирский
филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. В
статье рассмотрено влияние цифровизации на развитие человеческого капитала в
современном обществе. Авторы исследуют изменения, вызванные цифровой
революцией, в образовании, рынке труда, доступе к информации и умениях,
необходимых для успешного функционирования в цифровой среде. Анализируется
взаимосвязь между цифровой экономикой и развитием человеческого капитала,
подчеркивая важность обучения и адаптации к новым технологиям для успешной
адаптации к изменяющимся условиям. Ключевые слова:
цифровая экономика, человеческий капитал, цифровизация, образование, рынок
труда, технологии, информация,. Цифровая экономика — это экономика, основанная на использовании цифровых технологий и информационных систем. Она представляет собой новую среду для предпринимательства, инноваций и обмена информацией. Цифровая экономика меняет правила игры в мировой экономике, создавая новые возможности и вызовы для предпринимателей, работников и потребителей [2; 7]. Одним из ключевых ресурсов цифровой экономики является человеческий капитал - знания, навыки и опыт людей, которые используют цифровые технологии для создания ценности. Человеческий капитал становится все более значимым в цифровой экономике, поскольку именно люди способны создавать инновации, развивать новые технологии и адаптироваться к изменяющейся среде [4; 6]. Чтобы успешно функционировать в цифровой экономике, людям необходимо постоянно обновлять свои навыки и знания, следить за технологическими трендами и гибко адаптироваться к изменениям. Это означает, что важно инвестировать в образование, повышение квалификации и развитие персонала, чтобы обеспечить высокий уровень человеческого капитала в организациях и обществе в целом [8; 10]. Кроме того, цифровая экономика создает новые возможности для развития человеческого капитала, например, через онлайн-образование, карьерное обучение и удаленную работу. Люди могут обучаться и работать из любой точки мира, обмениваться знаниями и опытом с коллегами из разных стран, развивать свои навыки в удобное для них время. Цифровая экономика – это новая реальность, которая меняет наш мир, преобразуя способы производства, потребления, коммуникации и взаимодействия. В ее основе лежит использование цифровых технологий, таких как интернет, мобильные устройства, облачные вычисления, искусственный интеллект и большие данные. Эти технологии создают новые возможности для бизнеса, образования, здравоохранения, государственного управления и других сфер жизни [3; 11]. Одним из ключевых факторов успешного развития цифровой экономики является человеческий капитал. Люди – это главный ресурс в цифровой экономике, так как именно они разрабатывают, внедряют и используют новые технологии. Человеческий капитал включает в себя знания, умения, навыки и опыт людей, которые позволяют им эффективно использовать цифровые технологии и адаптироваться к изменяющейся среде. Для успешной адаптации к цифровой экономике необходимо инвестировать в развитие человеческого капитала, что включает в себя образование, профессиональную переподготовку, повышение квалификации, развитие навыков цифровой грамотности и умений работы с новыми технологиями [9; 12]. Только обладая достаточным уровнем человеческого капитала, люди смогут успешно адаптироваться к новым вызовам цифровой экономики и использовать их в своих интересах. Кроме того, важно понимать, что цифровая экономика также создает новые возможности для развития человеческого капитала. Онлайн-обучение, курсы по цифровым навыкам, облачные платформы для совместной работы – все это делает обучение доступным и эффективным для широкого круга людей [1; 5]. Таким образом, цифровая экономика и человеческий капитал взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга. Цифровая экономика требует тщательного внимания к развитию человеческого капитала. Инвестиции в образование, профессиональную подготовку, развитие цифровых навыков и умений позволят людям успешно адаптироваться к новым условиям и использовать возможности цифровой экономики в своих интересах [13]. Таким образом, цифровая экономика и
человеческий капитал взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга. Развитие
человеческого капитала становится ключевым фактором успеха в цифровой
экономике, поскольку именно люди являются источником инноваций, креативности и
конкурентоспособности в современном мире. Литература 1. Бикбаева Р.Т.,
Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь в социальной системе трансформационного
периода // Российский научный журнал. 2016. № 3 (52). С. 66-74. 2. Гусманов Р.У.,
Низамов С.С. К вопросу цифровизации системы образования // Модернизация аграрного образования: Сборник
научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции.
Томск-Новосибирск, 2021. С. 166-169. 3. Кутлин Ю.Н., Гафаров
Ф.А., Кутлин Н.Г. Биометрические методы в биологии. Бирск: Бирский филиал
УУНИТ, 2024. 140 с. 4. Масалимов Р.Н.,
Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь как кадровый потенциал АПК
(на примере Республики Башкортостан) // Российский научный журнал. 2014. № 5 (43). С. 75-79. 5. Масалимов Р.Н., Габдулхаков Р.Б. Социальные проблемы сельской молодежи Республики Башкортостан // Forms of social communication in the dynamics of
human society development: Materials digest of the XXXVII International
Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in
philological, historical and sociological sciences. 6. Масалимов Р.Н., Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодёжь как субъект социальной системы (на примере Республики Башкортостан) // Influence of the social processes globalization
factor on the economical and legal development of states and corporations.
Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the
results of the XCIII International Research and Practice Conference and III
stage of the Championship in Economics and Management, Jurisprudence,
Sociological, Political and Military sciences. 2015. С. 87-89. 7. Низамов С.С. Цифровая трансформация системы
образования // Современные цифровые технологии в деятельности образовательных
организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации: Сборник
материалов 4-й Международной конференции. Уфа, 2022. С. 51-55. 8. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные
проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры
социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. С. 159-162. 9.
Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения
населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей
участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием. Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий»,
2016. С. 78-81. 10.
Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции
концептуальной эволюции // В мире научных открытий. 2014. № 7-1 (55). С.
636-653. 11.
Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук /
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Башкирский государственный университет». Уфа, 2015. 151 c. 12.
Стовба А.В., Султанова А.Р. Противодействие коррупции как фактор экономической̆
безопасности в государстве // Общество, право, государственность: ретроспектива
и перспектива. 2023. № 4 (16). С. 71-76. 13.
Стовба А.В. Инновационные процессы в современном российском обществе // Инновационные процессы в науке и технике XXI
века: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции (с
международным участием). Нижневартовск: Тюменский индустриальный университет,
2016. С. 109-113. |