Должны ли итоговый и рубежный контроль проводиться очно при дистанционной и заочной формах обучения? |
Автор: Мальцев Д.В.,Гилев А.Ю. | ||||||||||||||||||||||||
31.03.2024 20:08 | ||||||||||||||||||||||||
ДОЛЖНЫ ЛИ ИТОГОВЫЙ И
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОВОДИТЬСЯ ОЧНО ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ? Мальцев Д.В., канд. хим.
наук, доцент Гилев А.Ю., старший
преподаватель Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация: В статье описаны результаты
анкетирования студентов, по вопросу формата проведения итогового и рубежного
контроля при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения. Треть всех
опрошенных студентов считает, что экзамены и зачеты при заочной и дистанционной
формах обучения нужно сдавать очно. При этом на очном отделении так считают
почти половина, а студенты заочного отделения в большинстве своем считают, что
это не обязательно. Ключевые слова: дистанционное обучение, заочное
обучение, анкетирование, Яндекс.Формы, итоговый контроль, рубежный контроль. Под термином «дистанционное обучение» сейчас подразумевают синонимичные понятия «дистанционное образование», «онлайн обучение», «интернет обучение», «удаленное обучение» [1]. При этом подразумевается, что все взаимодействие происходит через интернет. Хотя дистанционное обучение может происходить просто пересылкой реальных писем через почту. Но мы в статье будем подразумевать именно взаимодействие студентов и преподавателей через специальный сайт, информационную систему для дистанционного обучения. Подобная информационная система организована в Бирскойм филиале Уфимского университета науки и технологий(УУНиТ). Для определения мнения по вопросу формата проведения итогового и рубежного контроля при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения было проведено анкетирование 12-16 мая 2023 года в Бирском филиале УУНиТ. Анкетирование проводилось анонимно с помощью Яндекс.Формы. Это бесплатной онлайн сервис для создания web-форм и сбора заявок [2]. Студентам был задан вопрос «Должны ли такие формы контроля как итоговый и рубежный, при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения, проводиться очно?». В
опросе приняло участие 218 студентов(155 с очного отделения, 55 с заочного, 8 с
очно-заочного). Наибольшее количество участников было с трех факультетов: Факультет
физики и математики – 78 (очно–68, очно-заочно-3,заочно-7) Факультет
филологии и межкультурных коммуникаций(ФФиМК) – 54 (очно-52, заочно-2) Факультет
Педагогики – 32 (очно-11, очно-заочно-1, заочно-20) Результаты
анкетирование представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты
распределения ответов студентов всех форм обучения на вопрос: «Должны ли такие формы контроля как
итоговый и рубежный, при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения,
проводиться очно?»
Как видно из таблицы 1, чуть больше трети студентов считают что итоговый и рубежный контроль должны проводиться очно, то есть при личном присутствии студента в вузе. По факультету физики и математики и факультету педагогики получены примерно такие же цифры. На факультете филологии и межкультурных коммуникаций уже половина студентов считают, что итоговый и рубежный контроль нужно сдавать очно. Это видится логичным, так как гуманитарные направления сложнее поддаются сведению к формальным параметрам (тесты, задания). Интерес
может представлять распределение ответов по формам обучения. Таблица 2 Результаты
распределения ответов студентов в зависимости от формы обучения на вопрос: «Должны ли такие формы контроля как
итоговый и рубежный, при заочной, дистанционной и очно-заочной формах обучения,
проводиться очно?»
Из таблицы 2 видно, что 42% студентов очного отделения считают, что рубежный и итоговый контроль сдавать нужно очно. На заочном отделении так считают только 20%. Оба результата тоже видятся достаточно логичными. Студенты дневного отделения постоянно взаимодействуют с преподавателями и для них форма личной сдачи экзамена, зачета привычна и понятна. Хотя при анкетировании они и должны были посмотреть с точки зрения студентов заочного, дистанционного обучения. Но они опирались на свой опыт. Иначе очное обучение в их глазах бы обесценилось. Студенты заочной формы часто работающие люди и они стремятся по возможности сократить время пребывания в стенах вуза. По этому ответы тоже вполне логичны. Делать разбиение результатов по факультетам в зависимости от формы обучения не целесообразно из-за малого количества участников опроса. Таким
образом, треть всех опрошенных студентов считает, что экзамены и зачеты при
заочной и дистанционной формах обучения нужно сдавать очно. При этом на очном
отделении так считают почти половина (42%), а студенты заочного отделения в
большинстве своем (80%) считают, что это не обязательно. Литература 1.
«Мусс,
Г. Н. Организация учебного процесса с применением дистанционных технологий и
электронного обучения : учебное пособие / Г. Н. Мусс. — Оренбург : ОГПУ, 2021.
— 98 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174767 (дата обращения: 31.03.2024).
— Режим доступа: для авториз. пользователей.» (Мусс, Г. Н. Организация учебного
процесса с применением дистанционных технологий и электронного обучения :
учебное пособие / Г. Н. Мусс. — Оренбург : ОГПУ, 2021. — 98 с. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/174767 (дата обращения: 25.03.2024). — Режим доступа:
для авториз. пользователей. — С. 6.). 2.
Яндекс.Формы.
URL: https://www.seonews.ru/glossary/yandex-formy/ (дата обращения: 25.03.2024). |