Проблемы управления человеческим капиталом в системе муниципального образования |
Автор: Ахметова А.В.,Стовба Е.В. |
31.03.2024 09:33 |
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В СИСТЕМЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ахметова А.В., студентка, Стовба Е.В.,
д.э.н., профессор, Бирский
филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. Данная
статья посвящена анализу проблем управления человеческим капиталом в системе
муниципального образования. В статье рассматривается введение в проблематику
управления человеческим капиталом, основные вызовы и препятствия, с которыми
сталкиваются управленцы в данной сфере, а также предлагаются рекомендации по
улучшению управления человеческим капиталом в муниципальном образовании. Авторы
статьи описывают различные аспекты управления человеческим капиталом, обращая
внимание на значимость данной проблематики для эффективного функционирования
муниципальных органов власти. Научные исследования и практические рекомендации
представлены в статье, с учетом современных вызовов и требований к управлению
человеческим капиталом в данной области. Ключевые слова: человеческий
капитал, муниципальное образование, трудовые
ресурсы, муниципальное управление. Управление человеческим капиталом является одной из важнейших задач в системе муниципального образования. В современном социально-экономическом контексте, где конкуренция за талантливых специалистов становится все более обостренной, эффективное управление человеческими ресурсами становится необходимым условием для достижения успеха и развития муниципальных организаций. Однако, несмотря на значимость данной проблемы, многие муниципалитеты сталкиваются с рядом сложностей при управлении своим человеческим капиталом. Одна из таких проблем – недостаточная осведомленность о необходимости привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов, а также о методах и инструментах для эффективного управления персоналом [4; 8]. Одной из главных проблем управления человеческим капиталом в муниципальном образовании является недостаток квалифицированных и мотивированных кадров. Недостаток финансирования и ограниченные возможности для повышения заработной платы приводят к тому, что многие талантливые специалисты предпочитают работу в коммерческом секторе. Это создает неравновесие в системе управления человеческим капиталом и затрудняет обеспечение высокого уровня качества образования в муниципальных школах. Также существует проблема отсутствия системы оценки и развития персонала. В муниципальном образовании часто отсутствуют четкие критерии и инструменты оценки профессиональных навыков и компетенций сотрудников. Это затрудняет процесс развития и повышения квалификации персонала, а также приводит к несправедливым и необъективным оценкам. Одной из главных проблем является также отсутствие системы кадрового обеспечения и планирования. Часто решения о приеме на работу и расстановке кадров принимаются на уровне руководителей отдельных учреждений, без учета стратегической направленности и потребностей муниципальной системы образования в целом. Это приводит к некоординации и неоптимальному использованию ресурсов [3; 7]. В заключение, проблемы управления человеческим капиталом в системе муниципального образования являются сложными и многогранными. Недостаток квалифицированных кадров, отсутствие системы мотивации и стимулирования, а также недостаточная оценка и развитие персонала являются главными вызовами. Для решения этих проблем необходимо разработать и внедрить эффективные управленческие стратегии, устанавливающие ясные критерии оценки и развития персонала, а также предоставляющие возможности для карьерного роста и повышения заработной платы. Только таким образом можно обеспечить высокий уровень качества образования и успешное развитие муниципального образования [4; 6]. Анализ основных вызовов и препятствий в управлении человеческим капиталом в муниципальном образовании. Муниципальное образование играет ключевую роль в развитии общества и обеспечении качественного образования. Однако, управление человеческим капиталом в системе муниципального образования может столкнуться с рядом проблем и вызовов, которые затрудняют эффективную работу и развитие образовательных учреждений. Один из главных вызовов в управлении человеческим капиталом в муниципальном образовании заключается в привлечении и удержании высококвалифицированных специалистов. Кадровый дефицит, низкая заинтересованность молодежи в преподавательской профессии, и конкуренция со стороны других отраслей экономики могут создать сложности в наборе и сохранении квалифицированных педагогических кадров. Это может привести к ухудшению качества образования и неудовлетворительным результатам учащихся [1; 5]. Вторым вызовом является неэффективное использование человеческого капитала в муниципальном образовании. Недостаток систем работы и планирования может приводить к неоптимальной расстановке кадров и неправильному распределению обязанностей. Нерациональное использование ресурсов может отрицательно сказаться на качестве образования и влиять на работу образовательных учреждений в целом [2; 3]. Третьим препятствием в управлении человеческим капиталом в системе муниципального образования – недостаточное финансирование и ограниченные ресурсы. Муниципалитеты часто сталкиваются с ограничениями в бюджете, что влечет за собой нехватку средств на образование и в качественном состоянии обеспечение потребностей образовательных учреждений. Недостаток финансирования может привести к низкой заработной плате педагогических работников, что негативно сказывается на их мотивации, удовлетворенности и профессиональном развитии [1]. В последние годы все больше муниципальных образовательных учреждений обращаются к новым подходам и методам в управлении человеческим капиталом. Один из таких подходов – это переход от традиционной иерархической системы управления к горизонтальной, основанной на принципах самоуправления и сотрудничества. Такой подход позволяет создать благоприятную атмосферу для профессионального роста и развития педагогов. Другой новый подход заключается во внедрении системы менторства. Менторство – это форма сотрудничества с опытным педагогом, который помогает новым специалистам освоить особенности работы в муниципальном образовании. Менторы помогают молодым учителям осознать свои профессиональные цели, разрабатывать планы развития и предоставлять поддержку и консультации в процессе их реализации [9; 11]. Одной из основных проблем в управлении человеческим капиталом в системе муниципального образования является недостаточное финансирование образования. Недостаток финансов влечет за собой ограничение возможностей по обучению, развитию и стимулированию педагогов. Поэтому важно разработать новые подходы к финансированию образования, которые позволят обеспечить достойные условия труда и развития педагогов. Еще одной проблемой является недостаток квалифицированных кадров. Муниципальные образовательные учреждения сталкиваются с низкой конкуренцией на рынке труда и сложностями в привлечении высококвалифицированных специалистов. Для решения этой проблемы необходимо активно развивать систему переподготовки и повышения квалификации педагогов, а также привлекать молодых специалистов, предоставляя им перспективы профессионального и карьерного роста. Важным аспектом в управлении человеческим капиталом в муниципальном образовании является оценка эффективности деятельности педагогов. Традиционно в управлении человеческим капиталом использовалась система оценки на основе результатов зачетов и экзаменов, однако это не всегда отражает весь спектр компетенций и качеств педагога. Современные подходы предлагают использовать более комплексную систему оценки, которая включает в себя как результаты обучения, так и педагогическую деятельность, проявленные таланты и способности [1; 10]. Таким образом, проблемы управления человеческим капиталом в системе муниципального образования требуют новых подходов и методов. Ключевые аспекты эффективного управления – это горизонтальная система управления, система менторства, адекватное финансирование, развитие квалифицированных кадров и комплексная система оценки. Однако, необходимо помнить, что эти методы и подходы должны быть адаптированы к особенностям муниципального образования и учитывать местные условия. В
условиях современной системы муниципального образования выявлены определенные
проблемы в управлении человеческим капиталом. Данная статья предлагает ряд
рекомендаций по улучшению этого процесса. 1.
Совершенствование системы отбора и повышения квалификации кадров. Необходимо
разработать четкие критерии для отбора и назначения руководящего персонала. 2.
Создание мотивационной системы. Одной из проблем в управлении человеческим
капиталом является недостаток мотивации у сотрудников. 3.
Развитие и поддержка профессионального роста. Организация тренингов, семинаров
и других профессиональных мероприятий позволяет сотрудникам развивать свои
навыки и компетенции. 4.
Улучшение коммуникации и сотрудничества. В области управления человеческим
капиталом важно обеспечить эффективную коммуникацию и сотрудничество между
руководящими и исполнительскими структурами. 5. Внедрение информационных технологий. Применение современных информационных технологий в управлении человеческим капиталом может значительно облегчить ряд его процессов [11]. В
заключение, проблемы в управлении человеческим капиталом в системе
муниципального образования требуют серьезного внимания и усилий для решения.
Представленные рекомендации могут способствовать улучшению данного процесса и
повышению эффективности работы системы муниципального образования. Реализация
данных мер поможет создать благоприятные условия для профессионального роста
сотрудников и обеспечения качественного образования в муниципальных
образовательных учреждениях. Литература 1. Альбахар Ф. Управление человеческим капиталом в
муниципальном образовании: вызовы и перспективы. М.: Инфра-М, 2018. 2. Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь в
социальной системе трансформационного периода // Российский научный журнал.
2016. № 3 (52). С. 66-74. 3. Говорухина Л.М., Волкова А.В. Управление человеческим
капиталом: теория и практика. М.: КНОРУС, 2017. 4. Григорьев С.Н., Руденко И.В. Проблемы управления
персоналом в муниципальном образовании. СПб.: Питер, 2017. 5.
Масалимов Р.Н., Габдулхаков Р.Б. Социальные проблемы сельской молодежи
Республики Башкортостан // Forms of social communication in the dynamics of
human society development: Materials digest of the XXXVII International
Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in
philological, historical and sociological sciences. 6. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы
инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной
реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. С. 159-162. 7. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности:
происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий.
2014. № 7-1 (55). С. 636-653. 8. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в
вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения:
Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. Уфа: АНО «Исследовательский центр
информационно-правовых технологий», 2016. С. 78-81. 9. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного
российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
философских наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет». Уфа,
2015. 151 c. 10. Стовба А.В., Камаева Р.Р. Туризм как фактор
устойчивого развития муниципального образования // Наука в современном мире:
взгляд молодых ученых: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Грозный:
Чеченский государственный педагогический университет, 2022. С. 503-508. 11. Шарапов Э.И., Дмитриев А.Ю. Управление человеческими
ресурсами в муниципальном образовании: проблемы и перспективы. М.: Новая школа,
2019. |