Использование электронных средств обучения на уроках математики |
Автор: Сагатдинова А.Р.,Бигаева Л.А. |
27.03.2024 21:43 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Сагатдинова А.Р., студент, Бигаева
Л.А.,
к.ф.-м.н., доцент Бирский филиал
УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация.
Рассмотрены
значение и возможности использования электронных средств обучения на уроках
математики. Отмечено, что использование электронных средств
обучения решает не только образовательные цели, но и мотивирует ученика и
педагога к изучению предмета и совместной деятельности, экономит временные
затраты, позволяет выполнять работу качественнее. Ключевые слова: информационный обмен, информационно-коммуникативные технологии, уроки математики, электронные средства. В современном мире формируется единая информационная образовательная среда, в основе которой находятся электронные информационные ресурсы и электронные средства обучения (ЭСО). И, следовательно, значимость использования электронных средств обучения, в том числе и на уроках математики продиктована важностью учета современных тенденций в области развития образования в России, лидирующих отечественных и мировых практик, требований стандартов в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и информационного обмена для плодотворного использования [1]. Так, использование электронных средств на уроках позволяет сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее и эффективнее, привлекательнее для учеников, а также способствует заинтересованности предметом, желанию больше узнать, больше сделать, изучить более глубоко, развитию личностных качеств, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях быстро меняющегося информационного общества. ЭСО как инструмент в руках учителя дает ему массу дополнительных возможностей для различных подходов к обучению. Во-первых, возможность создания и ведения различной документации не в письменном виде (тематическое планирование, отчеты, конспекты уроков, электронные дневники, электронные журналы и т.п.), что позволяет работать с документами с различных точек доступа. Во-вторых, возможность создавать, систематизированно хранить и размножать необходимый дидактический материал. Это дает возможность сэкономить время, использовать материалы неоднократно, быстро изменять содержание материалов. В-третьих, возможность интерактивной подачи материала, используя пару компьютер-проектор или интерактивную доску. Всё это повышает интерес к уроку, а значит мотивацию к изучению предмета. К тому же, есть возможность использовать готовые ЭСО, опубликованные в сети Интернет на сайтах. Несомненно, ЭСО позволяют более эффективно организовать все виды деятельности: познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую, обеспечивает возможность самостоятельной учебной деятельности [2]. Важным является формирование положительной мотивации к изучению предмета. Так же есть возможность самостоятельно разработать пособие для обучения математике, если учитывать основные требования [3]: -
учет возрастных и психологических
особенностей обучающихся; -
гармоничное использование разнообразных
методов и способов обучения (традиционных и инновационных) для комплексного,
целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка через
визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия мира в
образовательных целях; использование ЭСО на уроках математики необходимо
сочетать с другими методами работы (беседа, опрос, проблемный диалог,
практическое применение умений); -
учет дидактических целей и принципов
дидактики (принципов наглядности, доступности, научности, связи обучения с
жизнью и т.д.); необходимо в урок включать в первую очередь те материалы,
которые максимально способствуют достижению цели и не могут быть
продемонстрированы другим способом; - ориентация на индивидуальную образовательную траекторию: при самостоятельной работе по математике есть возможность учитывать индивидуальные способности учащегося, его темп работы и др. Однако важно понимать, что ЭСО не заменяют полностью учителя и учебники, они лишь создают возможности для усвоения материала любой возрастной группе учащихся. Поэтому очень важно подходить к выбору ЭСО с точки зрения возрастной психологии, педагогики и методики преподавания математики. Таким
образом, в современной практике обучения существует большое многообразие
образовательных ресурсов, каждый из которых может применяться в зависимости от
цели обучения и возможности учителя. Если педагог при использовании ЭСО будет
учитывать все дидактические, педагогические, методические требования, то сможет
организовать продуктивную образовательную работу по формированию и развитию
знаний и универсальных учебных действий у обучающихся. литература 1. Булан
И.Г. Использование традиционных и электронных ресурсов и средств в процессе
обучения математике // Калининградский вестник образования. 2020. № 3(7). С.
64-71. 2. Заяц
Т.М., Евдокимов В.И. Определение эффективности электронных средств обучения //
Научный резерв. 2019. № 2(6). С. 80-84. 3. Козак
Л.П. Использование электронных средств обучения при проведении учебных занятий
по математике // Формирование готовности будущего учителя математики к работе с
одаренными учащимися: сборник материалов международной научно-практической
конференции, Брест, 10–11 апреля 2018 года. – Брест: «Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина», 2018. С. 156-159. |
Обновлено 27.03.2024 21:46 |