ОСОБЕННОСТИИ
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Филонец
К.А.,
студент
Шевцов
П.А.,
студент
Научный руководитель Зубенко
А.В.,
к.э.н., доцент,
Финансовый
университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия
Аннотация.
В статье
раскрываются определения понятия информационных технологий. Рассматриваются и
анализируются основные функции информационных технологий в государственном
управлении. Выделяются проблемы и предлагаются варианты их решений.
Ключевые
слова: информационные технологии, информатизация, государственное
управление, государственная власть.
Проблемы развития
информационных технологий в органах государственной власти привлекают внимание
многих исследователей [2,5].
Прежде чем перейти к
рассмотрению правовых аспектов информационных технологий, необходимо
разобраться в основной терминологии. Такому термину, как «информация» в толковом
словаре Ожегова С.И дается следующее определение – «сведения об окружающем мире
и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными
устройствами» [4]. А под таким термином, как «технология» в словаре Ефремовой
Т.Ф понимается совокупность инструментов, механизмов и методов, способствующих
достижению желаемых результатов [1]. Получается, что информационные технологии
– это инструмент, с помощью которого можно получить необходимые знания, умения,
направленные на активное развитие личности человека.
Кроме того, можно выделить
ряд основных функций, которые напрямую связывают информационные технологии с
государственным управлением:
1. Образовательная – применяется в процессе
проведения обучения или переподготовки специалистов, работающих в органах
государственной власти. Например, с помощью различных интернет-платформ или
видеоконференций.
2. Административно-производственная – помогает
проводить делопроизводство и документооборот в электронном виде.
3. Коммуникативная – является процессом
взаимодействия по сбору и передачи данных между органами власти [3].
Активно применяя выделенные
функции в области информационных технологий, удается повышать качество
управления и выводить его на более высокий уровень. Это может проявляться в следующем:
1) позволяет экономить время при исполнении
определенной задачи, вследствие чего увеличивается эффективность работы органов
государственной власти.
2) появляется возможность контролировать и
отслеживать выполнение поставленных задач, что несомненно мотивирует управленцев
исполнять свои задачи более активно и качественно.
3) повышается скорость реагирования и получения
информации органами власти, вследствие чего сокращается время ожидания ответа.
Таким
образом, развитие вышеперечисленных функций в области информационных технологий
способствует улучшению функционирования органов государственной власти.
Однако,
как и в любой другой отрасли, в сфере информатизации существует ряд проблем,
решение которых возможно через проведение различных мероприятий. Выделим среди
них наиболее важные:
1) Нехватка количества специалистов, обладающих
навыками работы с информационными технологиями. Решением здесь может являться
создание правила обязательного обучения или дополнительной переподготовки
управленцев.
2) Преобладание иностранных IT-технологий над российскими. Для решения
проблемы необходимо сделать акцент на поддержку отечественных разработок
различных программ и обеспечить приоритетное право на их использование в
деятельности органов власти.
3) Низкий уровень взаимодействия между органами
власти системы государственного управления – необходимо создавать новые
информационные системы, с помощью которых удастся повысить активность
межведомственного документооборота.
В случае, если удастся прийти
к успешному решению выделенных проблем, то, по нашему мнению, это позволит
вывести работу органов государственной власти на новый, более высокий уровень
качества работы.
Надо также отметить, что
государственное управление находится в тесной взаимосвязи со многими областями
общественной жизни. Поэтому, чем выше степень развития науки, а также
инноваций, тем быстрее и эффективнее происходит процесс внедрения
цифровых технологий. Очень важно, чтобы в системе государственного управления в
области информационных технологий был высококвалифицированный кадровый
персонал. Ведь правильность постановки целей, задач управленческого процесса напрямую
зависит от грамотности управленческих кадров.
Подводя итог, важно отметить,
что внедрение и использование информационных технологий является значимым
процессом не только для государства, но и для общества в целом.
Литература
1. Ефремова, Татьяна
Федоровна. Словарь грамматических трудностей русского языка: более 2 500 слов /
Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. - М. :Астрель [и др.], 2009. - 379 c.
2. Косовец А.А.
Информационные технологии и информационная безопасность в системе
государственного управления //Прикладная информатика, 2011, № 3 (33). С.43-50.
3. Кузьмин И.Ю. Информатизацияроссийского
государства:проблемы, тенденции, перспективы // Международные отношения.
Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского, 2009, № 3. С. 234–238.
4. Ожегов, Сергей Иванович.
Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и
фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е
изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
5. Рудченко Т.И., Ретинский
С.Г. Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении
социально-экономическими процессами // Вестник Института Экономических
Исследований, 2021, № 1(21). С. 18-25.
|