Управление образовательным контентом вуза |
Автор: Захаров А.В.,Соловьянюк Л.Г. |
27.03.2024 20:42 |
УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОНТЕНТОМ ВУЗА Захаров А.В.,
к.ф.-м.н., доцент, УГНТУ, г. Уфа, Россия Соловьянюк Л.Г., к.п.н., заместитель директора учебно-методического департамента, БГПУ
им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия Аннотация.
Во всех вузах создается и используется
значительный объем образовательного контента. Управление этими материалами
предполагает организациюпроцессов стандартизации,разработки, оформления, учета,
хранения, соблюдения авторского права, повторного использования, валидации,
управления качеством, ревизии и обновления (актуализации) курсов и их
элементов. Ключевые слова: образовательный контент, управление. В процессе реализации образовательных программ в вузах используется различный образовательный контент: презентации, конспекты, обучающие видео, задания контрольных, курсовых и т. п. На начальном этапе материалы создаются стихийно, неупорядоченно, часто по инициативе самого профессорско-преподавательского состава. Никакого централизованного хранения и стандартов для таких материаловизначально не предполагается. В итоге часть контента безвозвратно теряется, часть продолжает использоваться без актуализации достаточно долгое время. Таким образом, управление образовательным контентом является актуальным процессом [1] и предполагает множество вопросов, которые необходимо изначально решить перед планированием его разработки, хранения и использования при помощи информационных систем [2]. Первый вопрос – стандартизация контента, предполагается обычно очевидным, однако практика показывает, что приведение к единому строгому стандарту всех материалов преподавателя занимает зачастую столько же рабочего времени, сколько и само создание контента. Гибкость и разнообразие форматов контентаможет обеспечить экономию временных и материальных затрат на его создание, поэтому практика показывает, что внутренние требования к контенту разумно сделать самыми общими. Качество самих материалов, тем не менее, часто имеет ключевое значение для некоторых категорий студентов, начиная от грамотного языка, эргономичного оформления и заканчивая наиболее актуальной для будущей профессии информации. Поэтому разработка качественного образовательного контента требует определенного набора условий, например, видеосъемка предполагает хорошее разрешение камеры, соответствующего интерьера и достаточного освещения. Запись качественного звука предполагает использование качественного микрофона и соответствующей обработки звука (например, применения эффекта шумоподавления или увеличения скорости для слишком медленной речи). Соблюдение авторского права на чужие материалы, также немаловажный момент, так как требует особого внимания к ссылкам на оригинал, требований и квалификации для создания оригинального контента. Итоговое оформление контента в виде курса или модуля в системе управления образовательными курсами предполагает уже выполнение операций хранения. Хранение в системе управления образовательными курсами обычно предполагает возможность создания резервной копии или экспорта элементов курса в различные стандарты. Для хранения объемных элементов контента, таких как видео, разумно использовать облачные хранилища и различные сервисы в сети интернет. Для хранения основного контента курса (текстов, презентаций, тестов) может использоваться любая подходящая внутренняя система. На этом этапе появляется проблема повторного использования контента. Во-первых, требует уточнения авторское право. В одних случаях (чаще для оплачиваемой разработки) авторское право на весь контент полностью передается образовательному учреждению. В других авторский договор распределяет авторское право между разработчиками курса и образовательным учреждением, например, авторское право остается за разработчиками курса, но они дают согласие на использование материалов учреждением. Выплата по авторскому договору может быть разовой за разработку и передачу материалов или выплачиваться в виде гонорара за каждое использование. Также нередко оговариваются ограничения по времени использования материалов и действия авторского договора. Во-вторых, хаотичное хранение курса чрезвычайно затрудняет его поиск и повторное использование: например, для полусотни основных образовательных программ поиск в нескольких тысячах хранимых курсов нужного фрагмента представляет практически невозможную задачу. Для упрощения последующего использования каждый оформленный и хранимый курс (или элемент курса) разумно кроме названия снабдить тегами, по которым в последующем можно будет его найти. Общий список, таблица или база данных курсов и их элементов могут служить простейшим средством учета образовательного контента.На практике применяются также упорядочивание однородных элементов курса, например, хранение всех фондов оценочных средств (тестов) или видеоконтента в одной системе. Управление качеством образовательного контента – еще один довольно сложный процесс[3]. Выявление плагиата, несоответствий внутренним стандартам, нарушений авторского права сторонних правообладателей с одной стороны является важной составляющей этого процесса. С другой стороны, соблюдение стандартов качества является очень трудоемким процессом и обычно предполагает фиксацию и учет несоответствий из самых различных источников (в числе и от самих обучающихся), проведение и учет корректирующих и предупреждающих действий. Поэтому организация управления качеством подразумевает некоторый баланс между предполагаемым уровнем качества и наличием ресурсов для его достижения. Ревизия (аудит) и обновление(актуализация) образовательного контента – необходимый процесс в построении ресурсов образовательных программ [4]. Когда в системе создаются новые курсы, практически все они являются или представляются актуальными на данный момент. Однако, по прошествии нескольких лет они могут потерять актуальность как по форме, так и по содержанию. Хранение довольно большого набора ненужных курсов не имеет смысла, однако адекватные процессы оценки (валидации) образовательного контента требуют также использования времени и оплаты работы экспертов для актуализации образовательного контента и подготовки заключения о необходимости его обновления или исключения из оборота. Основным выводом проведенного исследования является необходимость управления образовательным контентом, которое, как и любое управление, является сложным процессом, включающим в себя большое число составляющих подпроцессов. Литература 1. Мазова,
А. Н. Теоретическое обоснование проблемы управления процессом использования
электронно-образовательного контента в педагогическом процессе / А. Н. Мазова
// Вопросы педагогики. – 2022. – № 9-1. – С. 67-72. 2. Рябков,
А. В. Цели и перспективы автоматизации системы управления образовательным
контентом / А. В. Рябков // Colloquium-Journal. – 2019. – № 11-1(35). – С.
123-124. 3. Хатеневич,
Т. Г. Качество информационного контента в условиях цифровизации образовательных
отношений / Т. Г. Хатеневич, А. А. Хатеневич // Непрерывное дополнительное
образование в государствах - участниках СНГ: опыт, приоритеты и перспективы
развития: сборник статей IV Международной научно-практической конференции,
посвященной 20-летию ИПКиП, Могилев, 26–27 ноября 2020 года. – Могилев: Могилевский
государственный университет имени А. А. Кулешова, 2021. – С. 175-180. 4. Модели
и методики актуализации образовательных программ и контента в рамках построения
интеллектуальных образовательных систем / М. В. Деев, А. Г. Финогеев, А. А.
Финогеев, Л. А. Гамидуллаева // Прикаспийский журнал: управление и высокие
технологии. – 2020. – № 4(52). – С. 9-20. |
Обновлено 27.03.2024 20:44 |