Главное меню

Возможности элемента «Форум» в системе дистанционного обучения Moodle PDF Печать E-mail
Автор: Айдагулова А.Р.   
27.03.2024 20:33

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТА «ФОРУМ» В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE

 

Айдагулова А.Р., к.п.н.,

Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В статье раскрыты возможности использования элемента «Форум» в обучающей среде Moodle. Обозначены условия эффективности взаимодействия участников форума в системе дистанционного обучения. Автор делает вывод о необходимости использования интерактивных элементов учебного курса в сочетании с традиционными методами обучения.

Ключевые слова: форум, дистанционное обучение, Moodle.

 

В современных условиях стремительно возрастает значимость систем управления обучением, в частности обучающей среды Moodle.  Как известно, использование возможностей дистанционного обучения в сочетании с традиционными средствами и методами обучения повышает эффективность индивидуальной деятельности и группового взаимодействия обучающихся. Большинство педагогов успешно используют инструменты Moodle для решения педагогических задач.


Неоспорим тот факт, что «наиболее эффективными методами создания и поддержания интереса обучающихся к дисциплине и конкретным темам являются методы интерактивного обучения» [2, с. 173]. Немаловажное значение в процессе дистанционного обучения имеют такие интерактивные формы взаимодействия, которые создают условия для овладения коммуникативной компетенцией. Для развития коммуникативных умений и навыков в системе дистанционного обучения может быть использован элемент «Форум».


Сегодня для создания веб-форума не требуется быть специалистом в области программирования. Возможности системы дистанционного обучения Moodle позволяют создать простой в управлении форум и обеспечить взаимодействие участников образовательного процесса.


Элемент «Форум» можно использовать для обсуждения проблемы в процессе генерирования идей («мозговой штурм»), выявления проблемы и методов ее решения на основе анализа конкретной ситуации, более глубокого изучения учебных вопросов в рамках определенной темы учебного занятия, размещения преподавателем объявлений (новостной форум).


Интерактивные возможности форума способствуют решению следующих задач: формируют готовность высказать и аргументировать собственную позицию по теме дискуссии, развивают способность к анализу логики различного рода рассуждений, вырабатывают более глубокое понимание проблемы[1],воспитывают культуру общения.


Специфика форума в дистанционном формате заключается в возможности организовать обсуждение в асинхронном режиме. Как показывает практика, такой формат взаимодействия способствует более продуманным ответам на поставленные вопросы.


В системе дистанционного обучения Moodle доступно несколько типов форумов: простое обсуждение, стандартный форум для общих обсуждений, стандартный форум в формате блога, форум «Вопрос-ответ» и форум, где каждый обучающийся открывает одну тему. Участники форума могут предложить свои актуальные темы для обсуждения, а также комментировать ответы других участников, что делает данный элемент учебного курса привлекательным для обучающихся.


В педагогическом плане интерес представляет форум «Вопрос-ответ», в котором обучающиеся должны сначала ответить на вопрос преподавателя, прежде чем они смогут увидеть ответы других участников форума.


В режиме редактирования элемента «Форум» преподаватель может настроить режимы подписки. Подписка позволяет участнику форума получать копии сообщений на электронную почту. При необходимости в настройках модуля можно установить требуемое количество обсуждений или ответов, а также разрешить возможность прикреплять файлы к сообщениям на форуме.


Как показывает практика, эффективность применения элемента «Форум» в системе дистанционного обучения зависит от выполнения следующих условий:

-         разделы и темы форума должны быть актуальны и соответствовать тематике учебного занятия;

-         тематика форума должна быть достаточно широкой, чтобы можно было вести многоплановое обсуждение;

-         результаты работы участников форума должны быть оценены.


Ответы участников форума оценивает преподаватель, либо другой пользователь, который имеет необходимые права для выставления оценки. В системе дистанционного обучения баллы записываются в журнал оценок.


Роль модератора форума в системе дистанционного обучения выполняет преподаватель, наделённый возможностью редактировать, перемещать и удалять сообщения. Модератор следит за тем, чтобы участники форума не публиковали сообщения, которые не относятся к проблеме обсуждения, не содержат значимой информации или засоряют информационное пространство форума.


В заключение отметим, что использование интерактивных элементов в системе дистанционного обучения рекомендуется сочетать с традиционными методами обучения, рефлексивными приемами, методами теоретического анализа проблемы. Следует учитывать, что групповые дискуссии могут уводить обучающихся в сторону от обсуждаемой проблемы. В этой связи преподавателю необходимо уметь грамотно задавать направление дискуссии, своевременно обновлять обсуждаемые вопросы в системе дистанционного обучения Moodle, акцентировать внимание на проблемных ситуациях.

 

Литература

1. Килина О.А. Возможности применения электронной информационно-образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в образовательных организациях МВД России // Теория права и межгосударственных отношений. 2022. Т. 1. № 6(26). С. 543-547.

2. Тукаева Ф.А. Применение интерактивных методов в дистанционном обучении // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы двадцать восьмой Всероссийской научно-методической конференции, Иркутск, 01-02 марта 2023 года. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 173-175.


 
Яндекс.Метрика