Возможности элемента «Форум» в системе дистанционного обучения Moodle |
Автор: Айдагулова А.Р. |
27.03.2024 20:33 |
ВОЗМОЖНОСТИ
ЭЛЕМЕНТА «ФОРУМ» В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE Айдагулова А.Р., к.п.н., Уфимский
юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия Аннотация. В статье раскрыты возможности использования
элемента «Форум» в обучающей среде Moodle.
Обозначены условия эффективности взаимодействия участников форума в системе
дистанционного обучения. Автор делает вывод о необходимости использования интерактивных элементов учебного курса в сочетании с
традиционными методами обучения. Ключевые слова: форум, дистанционное обучение, Moodle. В современных условиях стремительно возрастает значимость систем управления обучением, в частности обучающей среды Moodle. Как известно, использование возможностей дистанционного обучения в сочетании с традиционными средствами и методами обучения повышает эффективность индивидуальной деятельности и группового взаимодействия обучающихся. Большинство педагогов успешно используют инструменты Moodle для решения педагогических задач. Неоспорим тот факт, что «наиболее эффективными методами создания и поддержания интереса обучающихся к дисциплине и конкретным темам являются методы интерактивного обучения» [2, с. 173]. Немаловажное значение в процессе дистанционного обучения имеют такие интерактивные формы взаимодействия, которые создают условия для овладения коммуникативной компетенцией. Для развития коммуникативных умений и навыков в системе дистанционного обучения может быть использован элемент «Форум». Сегодня для создания веб-форума не требуется быть специалистом в области программирования. Возможности системы дистанционного обучения Moodle позволяют создать простой в управлении форум и обеспечить взаимодействие участников образовательного процесса. Элемент «Форум» можно использовать для обсуждения проблемы в процессе генерирования идей («мозговой штурм»), выявления проблемы и методов ее решения на основе анализа конкретной ситуации, более глубокого изучения учебных вопросов в рамках определенной темы учебного занятия, размещения преподавателем объявлений (новостной форум). Интерактивные возможности форума способствуют решению следующих задач: формируют готовность высказать и аргументировать собственную позицию по теме дискуссии, развивают способность к анализу логики различного рода рассуждений, вырабатывают более глубокое понимание проблемы[1],воспитывают культуру общения. Специфика форума в дистанционном формате заключается в возможности организовать обсуждение в асинхронном режиме. Как показывает практика, такой формат взаимодействия способствует более продуманным ответам на поставленные вопросы. В системе дистанционного обучения Moodle доступно несколько типов форумов: простое обсуждение, стандартный форум для общих обсуждений, стандартный форум в формате блога, форум «Вопрос-ответ» и форум, где каждый обучающийся открывает одну тему. Участники форума могут предложить свои актуальные темы для обсуждения, а также комментировать ответы других участников, что делает данный элемент учебного курса привлекательным для обучающихся. В педагогическом плане интерес представляет форум «Вопрос-ответ», в котором обучающиеся должны сначала ответить на вопрос преподавателя, прежде чем они смогут увидеть ответы других участников форума. В режиме редактирования элемента «Форум» преподаватель может настроить режимы подписки. Подписка позволяет участнику форума получать копии сообщений на электронную почту. При необходимости в настройках модуля можно установить требуемое количество обсуждений или ответов, а также разрешить возможность прикреплять файлы к сообщениям на форуме. Как показывает практика,
эффективность применения элемента «Форум» в системе дистанционного обучения зависит
от выполнения следующих условий: -
разделы
и темы форума должны быть актуальны и соответствовать тематике учебного занятия; -
тематика
форума должна быть достаточно широкой, чтобы можно было вести многоплановое
обсуждение; - результаты работы участников форума должны быть оценены. Ответы участников форума оценивает преподаватель, либо другой пользователь, который имеет необходимые права для выставления оценки. В системе дистанционного обучения баллы записываются в журнал оценок. Роль модератора форума в системе дистанционного обучения выполняет преподаватель, наделённый возможностью редактировать, перемещать и удалять сообщения. Модератор следит за тем, чтобы участники форума не публиковали сообщения, которые не относятся к проблеме обсуждения, не содержат значимой информации или засоряют информационное пространство форума. В заключение отметим, что использование интерактивных элементов
в системе дистанционного обучения рекомендуется сочетать с традиционными
методами обучения, рефлексивными приемами, методами теоретического анализа
проблемы. Следует учитывать, что групповые дискуссии могут
уводить обучающихся в сторону от обсуждаемой проблемы. В этой связи
преподавателю необходимо уметь грамотно задавать направление дискуссии, своевременно
обновлять обсуждаемые вопросы в системе дистанционного обучения Moodle,
акцентировать внимание на проблемных ситуациях. Литература 1. Килина О.А. Возможности
применения электронной информационно-образовательной среды в процессе обучения
иностранному языку в образовательных организациях МВД России // Теория права и
межгосударственных отношений. 2022. Т. 1. № 6(26). С. 543-547. 2. Тукаева Ф.А. Применение интерактивных
методов в дистанционном обучении // Подготовка кадров для силовых структур:
современные направления и образовательные технологии: Материалы двадцать
восьмой Всероссийской научно-методической конференции, Иркутск, 01-02 марта
2023 года. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел
Российской Федерации, 2023. С. 173-175. |