Разработка модуля анализа данных для оценки и актуализации навыков студентов ИТ-специальностей |
Автор: Приставкин В.А.Сергиенко О.В. |
27.03.2024 11:12 |
РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ И АКТУАЛИЗАЦИИ НАВЫКОВ
СТУДЕНТОВ ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Сергиенко О.В., старший преподаватель МОУ ВО «Белорусско-Российский
университет» Аннотация. В статье приводится обоснование
важности разработки приложения для
оценки компетенции студентов ИТ специальностей. Для предлагаемого приложения описываются режимы работы и их возможности. Ключевые слова: компетенция, анализ, навык,
технология, приложение. На сегодняшний в связи с быстрым темпом изменения технологий в сфере ИТ, в высших учебных заведениях возникает необходимость в определении, насколько подготовка будущих специалистов в этой области соответствует требованиям работодателей. Оценивание компетенций студентов только по результатам сессии или среднему балу, очевидно, не может быть объективной. Для полноты оценки навыков и умений студентов и сопоставления их с требованиями компаний и рынка труда, требуется разработка системы учитывающей знания по группам навыков, включающим знания языков программирования, СУБД, технологий обработки данных, иностранных и т.д.[1]. На сегодняшний день существуют различные системы и инструменты для оценки навыков студентов ИТ-специальностей. Например, платформа Skill Analyzer позволяет проводить тестирования и генерировать отчеты о компетенциях студентов. Однако, данная платформа не учитывает динамику развития навыков и не предоставляет возможности для интеграции с образовательным процессом. Другой инструмент, IT Skills Assessment Tool, ориентирован на оценку навыков в конкретных технологиях, но не обеспечивает многоаспектный анализ и сравнение с требованиями рынка труда. Таким образом, существующие решения имеют ограничения и не в полной мере отвечают потребностям современного ИТ-образования [2]. Решением данной проблемы является разработка приложения для анализа стека технологий студентов ИТ специальностей. Оно должно включать в себя две взаимодействующих части: модуль опроса студентов и модуль анализа данных[3]. Для сбора данных о навыках студентов предлагается использовать опросы: регулярные онлайн-опросы студентов об их уровне владения определенными технологиями и источниках получения знаний. Для обеспечения достоверности собираемых данных необходимо разработать четкие критерии оценки навыков. Модуль анализа данных предназначен для обработки и интерпретации информации, полученной в результате опроса студентов, с целью предоставления релевантных и информативных результатов анализа. Модуль анализа данных должен состоять из нескольких ключевых
компонентов: 1. База данных: Хранит информацию о навыках студентов,
собранную в результате опросов и тестирований. Для реализации будет
использоваться база данных PostgreSQL. 2. Алгоритмы обработки данных: Включают в себя методы
статистического анализа, машинного обучения и визуализации данных. Для
реализации алгоритмов будут использованы такие языки программирования: Python и C#. 3. Интерфейсы для взаимодействия с пользователями: Веб-интерфейс для студентов и преподавателей, позволяющий просматривать результаты анализа и генерировать отчеты. Для разработки интерфейса будет использоваться язык программирования как JavaScript, и его библиотека React. В модуле анализа данных предлагается использовать следующие
алгоритмы и методы: 1. Методы статистического анализа: Расчет средних значений,
стандартных отклонений, корреляций между различными факторами, влияющими на
развитие навыков студентов. 2. Алгоритмы машинного обучения: Использование алгоритмов кластеризации (например, k-means) для выявления групп студентов со схожими навыками, а также алгоритмов классификации (например, деревья решений) для прогнозирования уровня владения технологиями на основе исторических данных. Для эффективного использования модуля анализа данных необходимо обеспечить его интеграцию с существующими системами управления обучением (LMS) и образовательными платформами. Это позволит автоматизировать сбор данных о навыках студентов, синхронизировать информацию между различными системами и предоставлять результаты анализа преподавателям и студентам в удобном формате. Интеграция может быть реализована с помощью API или специальных коннекторов, обеспечивающих обмен данными между модулем анализа и LMS. В дальнейшем модуль анализа данных может быть расширен и усовершенствован
за счет следующих направлений: 1. Интеграция с внешними источниками данных: Подключение к
платформам онлайн-обучения, профессиональным сообществам и базам данных
вакансий для получения актуальной информации о требованиях рынка труда и востребованных
навыках. 2. Применение технологий искусственного интеллекта:
Использование нейронных сетей и алгоритмов глубокого обучения для более точного
прогнозирования развития навыков студентов и персонализации рекомендаций по
обучению. 3. Разработка рекомендательной системы: Создание интеллектуальной системы, предлагающей студентам персонализированные траектории обучения и развития навыков на основе анализа их текущих компетенций и целей. Ниже приведены примеры визуализаций, которые могут быть
сгенерированы модулем анализа данных: 1. Графики динамики развития навыков студентов в определенных
технологиях с течением времени. 2. Круговые диаграммы, отображающие распределение уровней
владения технологиями среди студентов одного курса. 3. Гистограммы, показывающие вклад различных источников
обучения в формирование определенных компетенций. 4. Интерактивные дашборды, позволяющие сравнивать навыки
студентов с требованиями рынка труда и выявлять области для улучшения. Разработка модуля анализа данных для оценки и актуализации навыков студентов ИТ-специальностей является важным шагом на пути к повышению качества образования и обеспечению соответствия компетенций выпускников требованиям индустрии. Предложенный модуль обеспечивает многоаспектный анализ навыков студентов, учитывает различные источники обучения и предоставляет наглядные результаты анализа. Дальнейшее развитие и интеграция модуля с образовательными системами и внешними источниками данных позволит создать мощный инструмент для управления компетенциями студентов и адаптации учебных программ к требованиям рынка труда. Внедрение модуля анализа данных в образовательный процесс
поможет решить несколько ключевых задач: 1. Повышение эффективности обучения за счет своевременной
идентификации областей, требующих дополнительного внимания со стороны
преподавателей и студентов. 2. Обеспечение актуальности и релевантности учебных программ
путем регулярного сравнения навыков студентов с требованиями индустрии. 3. Предоставление студентам возможности для самоанализа и
целенаправленного развития своих компетенций. 4. Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет приобретения востребованных навыков и знаний. Таким образом, разработка и внедрение модуля анализа данных
для оценки и актуализации навыков студентов ИТ-специальностей является
перспективным направлением для совершенствования системы высшего образования.
Это позволит подготовить квалифицированных специалистов, способных успешно
решать задачи в условиях динамично развивающейся ИТ-индустрии. Литература 1. Константинова Л.А., Крамаренко И.В. Анализ спроса на
компетенции в области информационных технологий от лидирующих российских
компаний//E-Management. 2022. Т. 5, № 3. С. 50–63. 2. Исследование рынка ИТ-вакансий: годовой рост составил 18%.
[электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/articles/770720/ 3. Скиллы в IT, за которые платят. Самые востребованные
технологии в программировании (по данным с сайта hh.ru) [электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://habr.com/ru/sandbox/151678/ |