ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ. СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ БАЗ ЗНАНИЙ
Сёмов В.С.,
студент
Шураева Л.Ю.,
к. пс. н., доцент
ГУУ,
Москва, Россия
Аннотация.
В статье автор дает определение термина персональная база знаний.
Рассматривается один из наиболее проработанных современных информационных
инструментов для создания персональных баз знаний и управления ими - Obsidian. Обозначаются
преимущества использования цифровых баз знаний по сравнению с традиционными бумажными
вариантами хранения информации.
Ключевые слова. Персональные
базы знаний, цифровые технологии в образовании, Obsidian.
Сегодня
образование является важнейшим элементов не только в жизни отдельно человека,
но и в масштабах страны. Образование является одним из основных источников
развития человеческого капитала, под которым понимаются «знания, умения и
навыки, способности и компетенции, воплощенные в людях и позволяющие им
создавать личное, социальное и экономическое благосостояние» [6], ведь именно
через образование происходит получение человеком этих самых знаний, умений и
навыков. Соответственно улучшение качества образования напрямую влияет на
улучшение и развитие человеческого капитала.
Если рассматривать роль образования в таком
контексте, что оно является источником получения актуальных знаний, умений и
навыков в системе человеческого капитала, то можно так же говорить о том, что
одной из важных задач образования и человека является задача по выработке
механизмов и системы по управлению человеческим капиталом. Надежная система и
навыки управления необходимы по той причине, что в современном мире человеку
будет недостаточно получить одно образование и на этом завершить обучение. Наоборот,
сегодня все больше набирает популярность концепция непрерывного обучения длиною
в жизнь [2] (от англ. Lifelong
learning),
и соответственно, человек на протяжении своей жизни будет сталкиваться с
огромным, если не сказать космическим, постоянно возрастающим объемом
информации, работая с которым он тем или иным образом будет получать важные
компоненты для своего капитала. Естественно, что удержать всю необходимую
информацию в голове невозможно, а хранение на бумажных носителях является
неудобным из-за объемов хранимой информации и в то же время ненадежным на
долгой дистанции в течение жизни человека. На сегодняшний день данная задача
представляется вполне разрешимой благодаря развитию цифровых технологий и в
частности нескольких программ по созданию и управлению персональными базами
знаний.
Для
начала необходимо уточнить понятие персональная база знаний. Стоит сразу
заметить, что термин база знаний происходит из понятия база данных,
распространенном в сфере информационных технологий. Изучив несколько источников
[1,3,5], можно кратко сформулировать, что база данных - это набор информации,
которая хранится упорядоченно в электронном виде. База знаний – это один из
видов базы данных, определение которой можно сформулировать следующим образом -
это организованная совокупность знаний, относящихся к определенной
предметной области, теме. Соответственно персональная база знаний, это база
знаний, сформированная и управляемая отдельным человеком для своего личного
пользования, в которой хранит информация по интересующим его тема/областям [1].
Стоит также заметить, что хотя термин база знаний и связан с информационными
технологиями, базы знаний могут быть реализованы вне цифровых технологий, как
например, это было сделано Никалсом Луманом [7], известным ученым, написавшим
большее количество качественных научных материалов именно благодаря собственно
разработанной бумажной базы знаний задолго до появления компьютеров. Однако
именно сегодня развитие цифровых технологий сильно улучшает качество и
возможности персональных баз знаний как инструмента по управлению своими
знаниями и полезной информацией по сравнению с бумажным форматом.
С
точки зрения образования сегодня каждый учащийся ведет базу знаний на бумажных
носителях. Так, например, на лекции по математике студент записывает важную
информацию в тетрадь. Это простой и традиционный способ хранить важную
информацию, который, однако, не лишен ряда недостатков. 1) Хранение информации
на бумажном носителе не позволяет редактировать свои записи без потери
читабельности и ограничен размерами листа для нанесения чернил. 2) С течением
времени подобных тетрадей может скопиться огромное количество, взять хотя бы
один учебный год, за который по одному предмету может уйти целая тетрадь в 96
листов, а при условии, что предметов около 20, подобные объемы материала сильно
усложняют его хранение с течением времени. 3) Важным недостатком является и то,
что при большом количество хранимых носителей (тетрадей) сильно усложняется
навигация: например, студенту на 4 курсе перед государственным экзаменом нужно
будет вспомнить несколько тем, которые он записывал на 2м курсе обучения, и
даже при условии, что носитель не будет им утерян, то ему придется тратить
время на поиск самой тетради, внутри тетради нужный главы, темы, попутно читая
нерелевантную информацию. 4) С помощью бумажных носителей очень сложно
управлять информацией и искать новые связи между различными темами и заметками,
так как ссылаясь на полях на некую умную мысль, что одна из тем связана с
другой, эта связь может быть легко утеряна, если заметка/ страница с заметкой
не является постоянной для работы студента, так как человек склонен
сталкиваться с большим объемом новой информации, которую он обрабатывает уже на
новых носителях. Все эти недостатки в совокупности не
способствуют накоплению человеком полезных знаний и информации в долгосрочной
перспективе, что является важным условием развития человеческого капитала.
Персональная
база знаний [4] это по сути та же самая система хранения информации, только реализованная
в цифровом виде и лишенная основных недостатков бумажных носителей и обладающая
перед ними рядом преимуществ. В качестве примеров специальных программ по
ведению персональных баз знаний стоит рассмотреть программу Obsidian. Стоит отметить, что данная
программа специально разработанная для создания базы знаний и управления ею.
Первое
большое преимущество данной программы в том, что она позволяет вести заметки с
использованием файлов разного формата, от текстового до видео и аудиофайлов в
одном месте. Таким образом, например, просматривая видео-ролик внутри программы,
можно не отрываясь делать заметки, рисунки, при том редактировать эти самые
заметки, ссылаться на другие термины, названные в видео, создавать новые файлы
с названием неизученных терминов для понимания данной темы.
Второе
преимущество в гибкой системе поиска и хранения информации. Сила Obsidian в
том, что его поисковая система работает как поисковая система в интернете,
только поиск осуществляется по более чем 15 настраиваемым параметрам и, что
более важно, пользователь сам определяет каким образом хранить и искать
информацию с учетом особенностей поисковой строки. Так, например, все названия
файлов/тем/учебных предметов можно помечать заглавными буквами и набирая
заглавные буквы поисковик будет выдавать только файлы/темы/учебные предметы,
названные подобным образом, это удобно для навигации. В то же время для
написания заголовков можно использовать отдельные символы, как например «%
название заголовка», тогда введя данный символ и название головка поисковик
выдаст только заголовки и только с таким названием. Словом, студент может сам
определить, каким образом настроить систему хранения и поиска нужной информации
с учетом широких возможностей программы и своей фантазии.
Следующее
преимущество связано с цифровым форматом хранения информации, который не
занимает физического пространства и хранится внутри компьютера (или на
физическом накопителе по типу жесткого диска) и так же может быть перенесен в
облачное хранилище. Соответственно подобный формат хранения информации
позволяет осуществлять ее накопление в течение долгого времени в едином
пространстве, что сильно снижает вероятность утери важной информации с течением
времени.
И
последнее, но не менее важное преимущество в системе связи файлов и их
содержания через систему «линков» (от англ. Link – связь), которая позволяет прямо
в тексте ссылаться на другие файлы внутри базы знаний, прямо как в Википедии,
только с той разницей, что внутри своей базы знаний человек сам определяет
какие единицы информации он хочет связать. Это могут быть отдельные файлы/темы,
могут быть отдельные отрывки текста в файлах, могут быть заголовки, ссылки на
внешние источники, что позволяет не просто устанавливать связи между различными
мыслями, а еще и находить их с помощью системы гибкого поиска. Это преимущество
программы очень удачно можно применить при написании курсовых, дипломных работ,
когда у студента есть заданная тема и для ее раскрытия он знакомится с разными
источниками и помечает, как они связаны с главной темой. В obsidian все это реализуется
путем того, что учащийся сам выбирает, как и что пометить, связать, чтобы потом
это проще было найти.
Подводя
итоги, можно сказать, что ведение учащимися персональных баз знаний через
специализированные цифровые программы может сильно улучшить образовательный
процесс, его итоги с точки зрения накопления учащимися нужной, актуальной
информации и важных компонентов человеческого капитала и развития его на
протяжении дальнейшей жизни.
Литература
1.
Введение в системное проектирование интеллектуальных баз знаний // Znanium.ru
URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=419364 (дата обращения:
23.03.2024).
2.
Концепция
непрерывного образования и её реализация на базе многоуровневых образовательных
учреждений // Cyberlelinka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-i-eyo-realizatsiya-na-baze-mnogourovnevyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy
(дата обращения: 22.03.2024).
3. Нестеров, С. А. Базы
данных : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / С. А. Нестеров. — 2-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 258 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18087-9. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542800 (дата
обращения: 25.03.2024).
4.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ И МЕТОД ZETTELKASTEN
КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЙ // Cyberlelinka
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/personalnye-bazy-znaniy-i-metod-zettelkasten-kak-sposob-organizatsii-znaniy/viewer
(дата обращения: 23.03.2024).
5. Советов, Б. Я. Базы
данных : учебник для вузов / Б. Я. Советов,
В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —
403 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18479-2. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535113 (дата
обращения: 23.03.2024).
6.
Сорокин, П.С Качество человеческого капитала – ответ на вызовы социальной политики в
условиях деструктурации // Журнал исследований социальной политики, 2022, 20
(1) // URL: https://jsps.hse.ru/article/view/14271/13610
7. Forgetting Machines: Knowledge Management Evolution
in Early Modern Europe // Research Gate URL:
https://www.researchgate.net/publication/329907412_Forgetting_Machines_Knowledge_Management_Evolution_in_Early_Modern_Europe
(дата обращения: 23.03.2024).
|