Искусственный интеллект – один из ключевых трендов цифровой трансформации образования |
Автор: Моисеева Н.А. |
26.03.2024 23:04 |
ИСКУССТВЕННЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ – ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ТРЕНДОВ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Моисеева Н.А.,
к. п. н., доцент ФГАОУ
ВО «Омский государственный технический университет», г.
Омск, Россия Аннотация. В статье рассматривается роль
и значимость искусственного интеллекта в цифровой трансформации образования.Дидактический
потенциал технологий искусственного интеллекта направлен на повышение качества
обучения и инициирование разработки инновационных образовательных технологий. Ключевые слова: искусственный
интеллект, цифровая трансформация образования, качество обучение, персональный
образовательный трек На сегодняшний день наблюдается стремительное развитие и повсеместное внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все сферы современного информационного общества, в том числе в сферу образования. Не случайно ИИ – один из ключевых трендов цифровой трансформации образования на всех его уровнях. Потенциал применения технологий ИИ в образовании является впечатляющим и перспективным для повышения качества обучения, помощи педагогам в более эффективной имплементации индивидуального (или адаптивного) обучения с целью формирования персонального образовательного трека обучаемого[1, 2, 3, 6]. В России, например, университет 2035 занимается внедрением алгоритмов ИИ в образовательные процессы с 2018 года. Внедрение и разработка технологий ИИ в России регламентируется Национальной стратегией развития ИИ до 2030 года [4], которая в феврале 2024 года была обновлена в связи cо значительными изменениями целей и задач, реализация которых направлена на достижение и усиление национального технологического суверенитета в области ИИ [5]. В этой связи, особую актуальность приобретают вопросы о возможностях и способах применения ИИ наряду с другими современными ИКТ в цифровой трансформации национального образования на всех его уровнях. Рассмотрим понятие ИИ. В национальной нормативной документации [4, 5] под ИИ понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. ИИ стремится мыслить как человек и автоматизирует когнитивные способности человека, например, в принятии решений и решении проблем (например, во многих индивидуализированных системах обучения AIED (ИИ в образовании, Artificial Intelligence in Education)) [6]. Аналитический обзор источников [1, 2, 3, 6, 7] позволил выявить, что ИИ обладает достаточным дидактическим потенциалом, чтобы повысить уровень адаптации организации учебного процесса для каждого обучаемого, устраняя такую проблему как то, что обучаемые имеют разные уровни навыков и способностей к обучению в предмете. Автор работы [1], посвященной ИИ в образовании полагает,что
именно технологии ИИ способны реализовать идею персонализированного (или адаптивного)
обучения, тем самым, помогая педагогу выстроить персональный образовательный
маршрут обучаемого и в полном объеме удовлетворить его познавательные
потребности. К потенциальным преимуществам технологий ИИ в образовании относятся [1, 2, 3, 6, 7]:– «Персонализация». Педагогу
зачастую не просто понять каким образом возможно удовлетворить когнитивные
потребности каждого обучаемого на учебном занятии. Системы ИИ легко
адаптируются к индивидуальным познавательным потребностям каждого в обучении и
могут ориентировать и/или направлять процесс обучения предмету, учитывая сильные
и слабые стороны обучаемого. – «Репетиторство».Системы ИИ
могут оценивать когнитивный стиль обучения учащегося и уже существующие его
знания для предоставления персональной индивидуальной поддержки обучения. – «Оценка». Системы
ИИ могут помочь оценить экзамены или зачеты, используя ключ ответа, и даже
оценить эссе или сочинение;такие системы способны собирать и накапливать данные
об успеваемости обучаемых для последующего их анализа. – «Обратная связь о качестве
предмета». В случае, если многие учащиеся отвечают на вопрос неправильно, то система
ИИ способна сосредоточиться на конкретном учебном материале, которого не хватает
учащимся, для того чтобы преподаватели могли целенаправленно улучшать
учебный контент и методы его представления. – «Значимая и немедленная обратная связь с обучаемыми». Некоторые обучаемые могут стесняться или бояться получать критическую обратную связь в аудитории, но с помощью системы ИИ они могут чувствовать себя комфортно, совершая ошибки при выполнении учебных заданий и при этом получать незамедлительно обратную связь, которая необходима им для своевременной коррекции или совершенствования знаний, умений и навыков. Большая часть потенциала, предусмотренного для ИИ в образовании, связана с сокращением времени, затрачиваемого учителями на утомительные рутинные задачи, чтобы высвободить время на более значимые профессиональные творческие и интеллектуальные задачи, поиск интересных методик обучения. В настоящее время, в наибольшей степени в образовательном процессе применяются методы и алгоритмы классического машинного обучения и глубокое обучение (нейросетевые технологии). Например, применение нейронных сетей для автоматизации индивидуализированного обучения; использование нейросетей для проектирования плана учебного курса и соответствующего занятия на основе выбранной темы; применение алгоритмов машинного обучения для разработки рекомендательных систем по выбору учебной литературы или онлайн-курсов и т.д. В заключении отметим, что
потенциал ИИ в образовательном процессе используется для повышения качества
обучения и инициирование разработки инновационных образовательных технологий и
интеллектуальных систем образовательного назначения. Одной из приоритетных
целей внедрения ИИ в условиях цифровой трансформации образования является
реализация технологической составляющей адаптивного обучения и формирование
персонального трека обучаемого. Литература 1. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения.
Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / С. Даггэн; ред. С. Ю. Князева; пер. с англ.
А. В. Паршакова. – М.: Ин-т ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании, 2020.
– 45 с. 2. Коляда М. Г., Бугаева Т. И. Искусственный интеллект как движущая сила
совершенствования и инновационного развития в образовании и педагогике //
Информатика и образование. – 2019. – № 10 (309). – С. 21-30. 3. Моисеева, Н. А. Перспективы и проблемы интеграции технологий
искусственного интеллекта в образование / Н. А. Моисеева // Информатизация
образования: теория и практика : сборник материалов Международной
научно-практической конференции памяти академика РАО М. П. Лапчика, Омск, 18–19
ноября 2022 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический
университет», 2022. – С. 64-67. – EDN RNZPPZ. 4. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до
2030 г. Утверждена Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г.
№ 490. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/(дата обращения: 20.03.2024). 5. Указ Президента РФ от 15.02.2024 № 124 “О внесении изменений в Указ
Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии
искусственного интеллекта в Российской Федерации» и в Национальную стратегию,
утвержденную этим Указом”. – URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402150063 (дата обращения:
20.03.2024). 6. Холмс У., Бялик М., Фейдел Ч. Искусственный интеллект в образовании:
Перспективы и проблемы для преподавания и обучения. – М.: Альпина ПРО, 2022. –
304 с. 7. Artificial
Intelligence Promises a Personalized Education for All. – URL: https://www.theatlantic.com/sponsored/vmware-2017/personalized-education/1667/ (датаобращения: 20.03.2024). |