Главное меню

Применение электронного реестра заказчиков в системе контрактных отношений PDF Печать E-mail
Автор: Макаренко Е.А.Песоцкий А.Б.   
25.03.2024 19:56

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕЕСТРА ЗАКАЗЧИКОВ В СИСТЕМЕ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Макаренко Е.А., к.э.н., доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г. Санкт-Петербург, Россия

АНО “Центр компетенций “Иннотех” ,

г. Санкт-Петербург, Россия

 

                                      Песоцкий А.Б., к.т.н., с.н.с,

 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия

 

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования единого информационного пространства, содержащего информацию о заказчиках в рамках российской контрактной системы. Подробно рассмотрены позиции, которые должны найти отражение в данной системе. Предложен перечень относительных показателей для электронного скоринга заказчиков в рамках повышения эффективности закупок и снижения коррупционной составляющей. 

Ключевые слова:закупки, конкуренция, торги, электронный аукцион, цифровизация, контрактная система.

 

Смомента развития в России законодательства о закупках (Закон № 94-ФЗ, Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ) государство пытается снизить риски заключения контрактов (договоров) с исполнителями, взаимодействие с которыми ставит под вопрос качественное исполнение контрактов или их исполнение вообще. Для этой цели разработан целый спектр превентивных мероприятий, позволяющих на начальном этапе снизить вероятность заключения контракта с ненадежными поставщиками товаров, работ или услуг (далее – ТРУ), таких как:

- предварительная квалификация;

- критериальная оценка участников закупочной процедуры;

- обеспечение заявки;

- обеспечение контракта;

- штрафные санкции;

- гарантийные обязательства;

- реестр недобросовестных поставщиков.


При этом процесс заключения и оплаты договоров в рамках конкурентных закупок цифровизирован и относительно транспарентен.

В тоже время исполнители контрактов имеют куда меньше рычагов влияния на действия недобросовестных заказчиков. В настоящий момент отсутствует единая информационная система по заказчикам, которая позволяла бы отслеживать их добросовестность [3].В настоящий момент именно злоупотребление правом со стороны заказчика позволяет приводит к тому, что снижается конкурентность закупок и тем самым понижается их финансовая эффективность, т.к. заказчик (а значит государство) переплачивает за приобретенные ТРУ [4].


Минимальный перечень позиций о заказчике, необходимый потенциальным участникам закупок для принятия решения об участии или нет в закупочной процедуре, должен содержать следующие позиции:

- полный список проведенных конкурентных закупок в разрезе номенклатуры ТРУ, формы проведения закупки, списка участников торгов и цен победителей;

- количество жалоб на действия заказчика как со стороны участников закупочных процедур, так и со стороны заказчика;

-  реестр закупок, проведенных у единственного поставщика;

- реестр отменных закупок;

- перечень штрафов, выставленных как заказчиком в отношении исполнителей контрактов, так и исполнителями в отношении заказчика;

- предписания со стороны ФАС и решения судебных органов в отношении заказчика;

- количество запросов на разъяснение закупочной документации.


Таким образом будет сформирован цифровой портрет заказчика, который характеризует его отношение к закупкам. Кроме того, данная информация будет полезна для контролирующих органов[1], т.к. позволяет получить такие показатели как:

- объем закупок, проведенных вне конкурентных процедур;

- процент снижения цены в ходе торгов по отношению к начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК);

- процент расторгнутых контрактов;

- процент закупок признанных несостоявшимися;

- количество исполнителей и доля постоянных исполнителей.


Оценивая данная показатели, Федеральная антимонопольная служба может осуществлять мониторинг добросовестности заказчиков, т.к. если в ходе проведения закупочных процедур большой процент закупок проводится у единственного поставщика, небольшое падение по цене от НМЦК, поставщики не меняются годами, то возникают вопросы как о квалификации сотрудников отдела закупок, так и о наличии коррупционной составляющей в торгах [2].


Введение механизма электронного скоринга данных показателей с последующей “ручной” проверкой заказчика и его “постоянных” исполнителей позволит снизить коррупционные риски и повысить эффективность закупочных процедур. Кроме того, это позволяет повысить заинтересованность к участию в государственных закупках у компаний, которые ранее сторонились данного сегмента ввиду его непрозрачности и рисков столкновения с недобросовестными заказчиками.

 

Литература

1. Трофимова, Н. Н. Современные аспекты корпоративной социальной ответственности как средства устойчивого развития предприятий / Н. Н. Трофимова // Стратегии бизнеса. – 2020. – Т. 8, № 9. – С. 235-239.

2. Трофимова, Н. Н. Современные проблемы менеджмента российских компаний / Н. Н. Трофимова // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2015. – № 2(6). – С. 42-45.

3. Церкасевич, Л. В. Современные информационные социальные риски в эпоху постмодерна / Л. В. Церкасевич, Е. А. Макаренко // Управление. – 2021. – Т. 9, № 4. – С. 112-120.

4. Improving the quality management system of goods and services based on the Blockchain concept implementation and quality assessment in the digital economy / A. Yakovlev, A. Chernikova, M. Livintsova, T. Lebedeva // E3S Web of Conferences: Innovative Technologies in Environmental Science and Education, ITESE 2019, Divnomorskoe Village, 09–14 сентября 2019 года. Vol. 135. – Divnomorskoe Village: EDP Sciences, 2019. – P. 03082.


 
Яндекс.Метрика