Применение электронного реестра заказчиков в системе контрактных отношений |
Автор: Макаренко Е.А.Песоцкий А.Б. |
25.03.2024 19:56 |
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕЕСТРА
ЗАКАЗЧИКОВ В СИСТЕМЕ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Макаренко
Е.А.,
к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский
государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург,
Россия Санкт-Петербургский
политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург,
Россия АНО “Центр
компетенций “Иннотех” , г. Санкт-Петербург,
Россия Песоцкий
А.Б., к.т.н., с.н.с, Санкт-Петербургский государственный
университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия Аннотация. Статья
посвящена проблеме формирования единого информационного пространства,
содержащего информацию о заказчиках в рамках российской контрактной системы.
Подробно рассмотрены позиции, которые должны найти отражение в данной системе.
Предложен перечень относительных показателей для электронного скоринга
заказчиков в рамках повышения эффективности закупок и снижения коррупционной
составляющей. Ключевые
слова:закупки, конкуренция, торги, электронный аукцион,
цифровизация, контрактная система. Смомента
развития в России законодательства о закупках (Закон № 94-ФЗ, Закон № 44-ФЗ,
Закон № 223-ФЗ) государство пытается снизить риски заключения контрактов
(договоров) с исполнителями, взаимодействие с которыми ставит под вопрос
качественное исполнение контрактов или их исполнение вообще. Для этой цели
разработан целый спектр превентивных мероприятий, позволяющих на начальном
этапе снизить вероятность заключения контракта с ненадежными поставщиками
товаров, работ или услуг (далее – ТРУ), таких как: -
предварительная квалификация; -
критериальная оценка участников закупочной процедуры; -
обеспечение заявки; -
обеспечение контракта; -
штрафные санкции; -
гарантийные обязательства; - реестр недобросовестных поставщиков. При
этом процесс заключения и оплаты договоров в рамках конкурентных закупок
цифровизирован и относительно транспарентен. В тоже время исполнители контрактов имеют куда меньше рычагов влияния на действия недобросовестных заказчиков. В настоящий момент отсутствует единая информационная система по заказчикам, которая позволяла бы отслеживать их добросовестность [3].В настоящий момент именно злоупотребление правом со стороны заказчика позволяет приводит к тому, что снижается конкурентность закупок и тем самым понижается их финансовая эффективность, т.к. заказчик (а значит государство) переплачивает за приобретенные ТРУ [4]. Минимальный
перечень позиций о заказчике, необходимый потенциальным участникам закупок для
принятия решения об участии или нет в закупочной процедуре, должен содержать
следующие позиции: -
полный список проведенных конкурентных закупок в разрезе номенклатуры ТРУ,
формы проведения закупки, списка участников торгов и цен победителей; -
количество жалоб на действия заказчика как со стороны участников закупочных
процедур, так и со стороны заказчика; -
реестр закупок, проведенных у
единственного поставщика; -
реестр отменных закупок; -
перечень штрафов, выставленных как заказчиком в отношении исполнителей
контрактов, так и исполнителями в отношении заказчика; -
предписания со стороны ФАС и решения судебных органов в отношении заказчика; - количество запросов на разъяснение закупочной документации. Таким
образом будет сформирован цифровой портрет заказчика, который характеризует его
отношение к закупкам. Кроме того, данная информация будет полезна для
контролирующих органов[1], т.к. позволяет получить такие показатели как: - объем закупок, проведенных вне
конкурентных процедур; - процент снижения цены в ходе
торгов по отношению к начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК); - процент расторгнутых контрактов; - процент закупок признанных
несостоявшимися; - количество исполнителей и доля постоянных исполнителей. Оценивая данная показатели, Федеральная антимонопольная служба может осуществлять мониторинг добросовестности заказчиков, т.к. если в ходе проведения закупочных процедур большой процент закупок проводится у единственного поставщика, небольшое падение по цене от НМЦК, поставщики не меняются годами, то возникают вопросы как о квалификации сотрудников отдела закупок, так и о наличии коррупционной составляющей в торгах [2]. Введение
механизма электронного скоринга данных показателей с последующей “ручной” проверкой
заказчика и его “постоянных” исполнителей позволит снизить коррупционные риски
и повысить эффективность закупочных процедур. Кроме того, это позволяет
повысить заинтересованность к участию в государственных закупках у компаний,
которые ранее сторонились данного сегмента ввиду его непрозрачности и рисков
столкновения с недобросовестными заказчиками. Литература 1.
Трофимова, Н. Н. Современные аспекты корпоративной социальной ответственности
как средства устойчивого развития предприятий / Н. Н. Трофимова // Стратегии
бизнеса. – 2020. – Т. 8, № 9. – С. 235-239. 2.
Трофимова, Н. Н. Современные проблемы менеджмента российских компаний / Н. Н.
Трофимова // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2015. – № 2(6). – С.
42-45. 3.
Церкасевич, Л. В. Современные информационные социальные риски в эпоху
постмодерна / Л. В. Церкасевич, Е. А. Макаренко // Управление. – 2021. – Т. 9,
№ 4. – С. 112-120. 4. Improving the quality management system of goods
and services based on the Blockchain concept implementation and quality
assessment in the digital economy / A. Yakovlev, A. Chernikova, M. Livintsova,
T. Lebedeva // E3S Web of Conferences: Innovative Technologies in Environmental
Science and Education, ITESE 2019, Divnomorskoe Village, 09–14 сентября 2019 года. Vol. 135. – Divnomorskoe Village: EDP Sciences,
2019. – P. 03082. |